Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Все – в один автобус

23 сентября 2004 10:00

В Петербурге началась реформа транспорта. Уже в октябре с молотка будет пущена маршрутная сеть автобусов и микроавтобусов, переделанная чиновниками петербургского правительства по одним им понятным соображениям. Как минимум 137 из маршрутов исчезнут с лица земли, среди них – короткие и удобные подкидыши от метро к жилым массивам. Грядет монополизация рынка и, как следствие, увеличение платы за проезд. Словом, идеология реформы примерно такова: маршруты удлинят, автобусы увеличат, финансирование урежут, тарифы повысят, малых предпринимателей задушат...



Принцип №1 реформы (прописан в концепции перевозок, уже утвержденной горадминистрацией) – приоритет отдается автобусам большой вместимости. Неважно, что такой автобус на маршруте может быть всего один – пенсионеры ведь никуда не спешат, могут и подождать час-другой, зато поедут по льготной цене (пока что они ездят бесплатно, но с 1 января эту льготу заменят денежной компенсацией).
Принцип 2 – перевозчики должны сочетать коммерческие и социальные перевозки. Если до сих пор конкретные предприятия могли выбирать, в каком направлении работать – возить немного пассажиров в каждом автобусе, зато всех за полную цену, или возить много, частью бесплатно, но получать за это кой-какие дотации из бюджета, – то теперь все будут обязаны возить и тех, и других. Полностью отказываться от компенсаций из бюджета пока не собираются, но их будут планомерно уменьшать.
Принцип 3 – протяженность маршрутов увеличивается. Короткие маршруты с малой стоимостью билетов (подкидыши от станций метро до жилых массивов в новостройках) подлежат упразднению.
Принцип 4 – число маршрутов уменьшается. Сократят 137 маршрутов. Сегодня в городе работает 518 коммерческих маршрутов и 200 социальных. Из них останется 303, и все – смешанного назначения (см. Принцип 2).
Принцип 5 – на несколько маршрутов (в среднем не менее 5) выбирается один генеральный перевозчик (генподрядчик), что сулит монополизацию рынка. Многие видят в этом нарушение антимонопольного законодательства.
  Разумеется, предлагая реформу, городская администрация позаботилась о красивой обертке. Цели декларируются самые благие. По подсчетам Комитета по транспорту, за счет перекладывания соцнагрузки с городского бюджета на коммерсантов удастся сэкономить не менее 10 миллионов долларов (по другим оценкам – 150 миллионов рублей). Правда, без насилия не обойдется – крупным перевозчикам, возившим только коммерческих пассажиров, навяжут еще пассажиров по регулируемым тарифам. Зато эти тарифы поднимут с 7 до 10 рублей, перевозчики получат кое-какие компенсации из бюджета, которые были бы незаметны, если б размазались по многим предприятиям. Если же победит одно – для него 1,6 миллиарда рублей, согласитесь, совсем неплохо. Наконец, победившие в конкурсе получат главный подарок – с маршрутов полностью исчезнут конкуренты.
Из-за этого появилась еще одна версия об истиных целях реформы – передел рынка в пользу крупных перевозчиков – «Пассажиравтотранса» и еще одного крупного московского предприятия, которое уже закупает автобусы и готовится выйти на петербургский рынок. Насчет москвичей все пока на уровне слухов. А вот у «Пассажиравтотранса» – вполне реальные шансы. Если он станет монополистом на рынке, то те, кто приватизирует это предприятие (а у города есть такой план), станут королями пассажирского бизнеса.
Грядущие новации у многих вызывают тревогу. Ассоциация независимых перевозчиков направила губернатору Петербурга письмо протеста, где перечислен целый список претензий к условиям проводимого конкурса: он-де дискриминирует малые и средние предприятия, противоречит антимонопольному законодательству, в документации конкурса отсутствует сам предмет конкурса – схемы маршрутов, перевозчикам навязывается тип подвижного состава, что противоречит принципам рыночной экономики, конкурс на таких условиях приведет к быстрому росту тарифов, пассажиры привыкли к старым маршрутам и моментальный переход на новые создаст транспортный коллапс и т. д. и т. п. Есть в письме даже прямое обвинение того, кто, по мнению ассоциации, заинтересован в такой реформе, – нынешний руководитель Комитета по транспорту, в прежние годы возглавлявший пресловутый «Пассажиравтотранс».
Письмо направили Валентине Матвиенко. Та передала его на рассмотрение вице-губернатору Михаилу Осеевскому. Ответа пока нет. Зато у маршрутчиков уже есть план действий.
– Если конкурс пройдет на заявленных условиях, мы разорвем действующие договоры с Комитетом по транспорту, снимем с маршруток номера маршрутов, заменив их описанием, от какой улицы до какой, поставим кассы и будем ездить, где хотим, как крупногабаритные такси, но по маршруточным ценам, – говорит председатель Ассоциации независимых перевозчиков Игорь Калугин. – Хотя это чревато обострением криминальной обстановки в городе. Вряд ли выигравшие конкурс монополисты оставят малые предприятия в покое. Все это уже было в конце 80-х, когда маршрутки только появились, работали в свободном режиме и никак не регулировались Комитетом по транспорту – и машины у нас горели, и водителям голову монтировкой проламывали, и взрывы были. Так что, теперь от цивилизованного рынка возвращаться опять к дикому?

Алексей ОРЕШКИН