Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Губернатор выгнал «медведей» из берлоги

28 марта 2002 10:00

В Петербурге новая партия власти - «Единая Россия». Она не просто сменила вывеску, она переехала. Из переулка Антоненко, где раньше сидел НДР, а потом «Единство», в Смольный. А «медведи» остались ни с чем. Собственно, их почти уже нет.



Все начиналось летом прошлого года, когда петербургское «Единство» представляло собой аморфное образование без четко выраженных политических установок. Периодически в нем происходили расколы и внутрипартийные перевороты, но все эти события выглядели такими комичными и нелепыми, что никем всерьез не воспринимались.
И вот в эту счастливую идиллическую жизнь «медведей» вторгся злой рок: в недобрый час «Отечество» и «Единство» решили объединиться, и процессом их объединения заинтересовался Владимир Яковлев. Губернатор вспомнил, что в свое время он был организатором «Всей России», и это дало ему моральное право претендовать на кусочек новой партии власти.
Сначала создатели суперпартии о «Всей России», очевидно, не вспоминали. По крайней мере, в первоначальном варианте названия «Единство и Отечество» она не фигурировала. Но потом Владимир Анатольевич, говорят, нашел общий язык с бывшим советником спикера петербургского ЗакСа, а ныне главным функционером «Единой России» Александром Беспаловым, который считает, что в Петербурге новая партия должна опираться на популярную у населения фигуру. В декабре прошлого года Яковлев вошел в руководство объединенной партией. А сама она получила второе, более политкорректное название - «Единая Россия». Почти что «Вся».
Еще осенью на политическом небосклоне Петербурга зажглась новая звезда - декан философского факультета Юрий Солонин. Свою карьеру он начал с бездарно проигранных выборов в 209-м округе. Зато Юрий Никифорович был оппонентом на защите Грызлова и считается его хорошим другом. Кроме того, говорят, он большой друг Александра Потехина.
То, что «медведи» проигрывают, стало понятно в начале зимы. Москва избрала двух уполномоченных по объединению партий в Петербурге - Юрия Солонина и вице-спикера
ЗакСа Константина Серова. Если по поводу политической ориентации первого тогда было ничего не понятно, то второй считался человеком Яковлева.
Уполномоченные вычеркнули из списков учредителей петербургского отделения «Единой России» 60 из 100 кандидатов от «Единства» во главе с председателем исполкома Вадимом Сергиенко и лидером «медвежьей» фракции в ЗакСе Вадимом Тюльпановым. Это означало, что они не смогут участвовать в первой конференции питерского отделения и выбирать его руководство. Таким образом «медведи» оказались в одночасье отстранены от строительства новой партии власти.
В конце декабря и начале января в кабинете у Яковлева прошло два совещания по созданию в Петербурге отделения «Единой России». На них присутствовали несколько депутатов Думы, Солонин и Потехин. Никакой смысловой нагрузки они, судя по всему, не носили, и должны были показать сомневающимся, «кто в доме хозяин». Затем в ЗакСе возник блок «Единая Россия», который образовали прогубернаторские фракции. Это была еще одна демонстрация силы.
Вадим Тюльпанов в то же время нашел поддержку у защитника всех обиженных Яковлевым - Виктора Черкесова. Их отношения начали складываться еще до партийного конфликта, но теперь дружба переросла почти что в любовь. Вадим Альбертович вместе со всей своей фракцией даже ездил на прием к полпреду - случай беспрецедентный, который должен был показать: кто Тюльпанова тронет, будет иметь дело со мной, Черкесовым.
Но поддержка полпреда не помогла. 10 февраля Солонин и Серов отправились на десятидневный партийный семинар в Москву. Уезжая, уполномоченные прозрачно намекнули, что один из них вернется из первопрестольной с полномочиями учреждать здесь партию и стать ее председателем. При этом Серов, который успел поссориться с губернатором, дал интервью, в котором раскритиковал Владимира Анатольевича. Возможно, в преддверии семинара он хотел представить себя оппозиционной Смольному фигурой в надежде на то, что среди московского начальства возобладают антисмольнинские настроения.
Однако они не возобладали - федеральное руководство рекомендовало Солонина. В понедельник он провел учредительную конференцию, на которой отобранные им и Серовым два с половиной месяца назад люди избрали его председателем петербургской организации, а Серова - заместителем председателя.
Вчера вечером состоялся политсовет петербургского «Единства», на котором униженные и оскорбленные, брошенные Москвой «медведи» должны были принять решение не распускать свою партию, а продолжить борьбу. Но вместо этого они решили ликвидироваться. И если кто-нибудь когда-нибудь решит воздвигнуть на могиле петербургского «Единства» монумент, то на нем можно будет начертать эпитафию: «Гвардия умирает, но не сдается». Или, что будет не менее справедливо: «Жил грешно, умер смешно».

Антон МУХИН