Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дамбу прорвало

25 октября 2004 10:00

«Больше затягивать нельзя, иначе мы его навсегда потеряем. Сколько сил, сколько средств, сколько бетона вложено в этот проект; если мы его не завершим, это будет огромный ущерб», – подвела итоги Валентина Матвиенко... Речь шла о достройке Комплекса защитных сооружений (КЗС), который обсуждали в субботу, во время визита на пресловутую дамбу высоких гостей во главе с губернатором и руководителем Федерального агентства по строительству Владимиром Аверченко.

На долгострое в Маркизовой луже оживилось строительство




Обстановка с дамбой, этим долгостроем века, напоминает дальний забег: когда уже пройдено больше половины пути (около 65% первоначального проекта), разумнее довести начатое до конца, нежели сойти с дистанции, бросив все как есть. По замыслу сторонников завершения затраты окупятся, пусть и за очень долгий срок: дамба – не только защита от наводнений, но и важная автомагистраль, которая свяжет берега залива.
«Бросать нельзя строить»... Правительство РФ в 2002 году акцентировало слово «строить», окончательно решив судьбу комплекса, начатого еще при Брежневе и заброшенного с приходом новых времен.
Но стоимость завершения КЗС (17,8 миллиарда рублей в ценах 2002 года) была неподъемной не только для городского, но и для федерального бюджета. И до 2004-го, пока план не обрел четкие черты и относительную ясность с источниками финансирования, питерская часть строительных денег растекалась (по коллективным поправкам ЗакСа) на другие цели. Немногим лучше была и обстановка с госбюджетным финансированием. Так что работы до сентября 2004-го шли соответственно – с перебоями и скандалами.
150 миллионов рублей, отпущенных федеральным бюджетом на этот год, укатали в бетон дамбы уже весной. После чего руководители Госстроя развели руками, возмутив исполнителей заказа. Ведь, по сути, речь шла о срыве договоренностей: соглашение-2003 предполагало дополнительное финансирование по итогам работы в 1-м квартале. Но когда подрядчики не получили обещанной добавки, работа встала.
После вмешательства губернатора и окрика из Кремля руки выкрутили всем. Правительству РФ в августе 2004 пришлось изыскать дополнительные 500 миллионов на этот год, а подрядчики, в свою очередь, выразили готовность работать в кредит (по их расчетам бетонные работы на дамбе съедят не меньше шестисот миллионов еще до Нового года).
Основные несуразицы с оплатой, по мнению строителей, происходят от сложности процедуры. И от «разветвления» между заказчиком, подрядчиком и международными финансовыми организациями, которые должны по подписанным и ныне заключаемым соглашениям оплатить три четверти проекта: 245 миллионов – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), еще по 40 миллионов – Северный инвестиционный банк (СИБ) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). До недавнего времени от них не поступало ни цента: хотя соглашение с ЕБРР вступило в силу прошлым летом, европейцы выжидали, пока российская сторона выполнит свои обязательства, выделив средства на «свою» часть программы. Зарубежных партнеров можно понять. Кому охота оплачивать основные работы, если нет уверенности, что объект будет сдан и начнет окупаться в обозримом будущем?
Сейчас представители Госстроя докладывают, что «основные трудности преодолены». ЕБРР выделил деньги за 2004 год, шесть с половиной миллионов долларов уже ушло на строительство (и еще столько же исполнителям и консультантам выплатят до конца года). В дальнейшем работы рассчитывают ускорить: подписание контракта еще с двумя банками (СИБ и ЕИБ) и увеличение бюджетных вливаний позволят перейти на ударный темп, начав, помимо прочего, строительство двух судопропускных сооружений. Эти морские ворота и есть та транспортно-коммерческая часть проекта, что представляет интерес для европейцев.
А вот прокладка подходных каналов к воротам, строительство автомобильного туннеля и дороги с развязками будут выполнены за российский счет. И вопрос – кому именно и за что придется раскошелиться – еще только предстоит выяснить окончательно. Во всяком случае, губернаторское требование утвердить программу финансирования на следующий год не вызвало энтузиазма у представителей Госстроя. Равно как и тема передачи в государево ведение уже готовых объектов, со всеми сопутствующими затратами на их содержание.
Финишный срок на дамбе – через четыре года. «В 2008-м мы с Валентиной Ивановной должны перерезать здесь ленточку», – говорит Владимир Аверченко. Хотя столь радужный взгляд в будущее разделяют не все. Для успешного строительства, как для любой победы, нужно не так уж много: деньги, деньги и еще раз деньги. Да, заграница и Москва эти деньги обещают предоставить, но не в том объеме, в каком хотелось бы подрядчикам (в «российской» части, к примеру, – лишь две трети от их запросов). Впрочем, вполне достаточно, чтобы начать и продолжить, «а там посмотрим».
«Смотреть» будут не только строители. По крайней мере, в конце разговора г-жа Матвиенко подняла вопрос об усилении контроля, чтобы ни один рубль не прошел мимо дамбы. «К сожалению, мы знаем нашу российскую практику. Объем огромный, и здесь нужен глаз да глаз», – подчеркнула она под занавес обсуждения.
Что возымеет больше успеха – контроль или «практика», пока неизвестно. 2008-й год покажет.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
фото Александра РУДЕНСКОГО