Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Правая рука проконтролирует левую

22 ноября 2004 10:00

Городское правительство установит контроль за работой пассажирского транспорта, включая тарифы на маршрутках. Правда, есть нюансы...



На прошлой неделе городское правительство приняло постановление «О порядке организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского транспорта общего пользования».
Предполагается, что перевозчики будут заключать договоры с Комитетом по транспорту сразу на пять лет – но лишь при том условии, что будут сами покупать автобусы, вмещающие более 90 пассажиров, для проезда по социальным маршрутам.
При этом, по словам губернатора, «вводя новые условия конкурсных процедур, следует установить жесткий контроль за деятельностью автоперевозчиков, в том числе и за тарифами на пассажирские перевозки на коммерческом транспорте».
А именно: перевозчики не смогут менять плату за проезд в течение полугода с начала работы, а после истечения этого срока смогут делать это только «обоснованно и по согласованию с Комитетом по транспорту».
Но здесь возникают некоторые вопросы.
В начале октября, когда цены почти во всех городских маршрутках в один день подскочили на 3–5 рублей, депутаты Законодательного собранаия потребовали «на ковер» председателя Комитета по транспорту Александра Дацюка. И поинтересовались у него: не сговор ли это?
«Это – рынок, – ответил Дацюк, – мы в это не вмешиваемся. У перевозчиков возросли затраты на запчасти, на зарплату водителям, на топливо». Ему возразили: не так сложно подсчитать, что увеличение стоимости бензина, являющееся главным «удорожающим фактором», ведет к не слишком большому росту затрат на провоз одного пассажира. И за весь 2004 год подорожание бензина эквивалентно увеличению этих затрат на 50 копеек, но никак не на 5 рублей. Так что на «рынок» это не очень-то похоже...
Тогда же прозвучало и предложение – регулировать плату за проезд в маршрутках. И Александр Дацюк категорически это предложение отверг. Мол, коммерческие перевозчики сами устанавливают эту плату, а комитет вмешиваться никак не может. Между тем именно указанный комитет проводит конкурсы на право обслуживания маршрутов, и неясно, что мешает ему предоставлять это право тем, кто гарантирует меньшую плату за проезд? Ответа на соответствующий вопрос, впрочем, депутаты так и не получили.
Теперь, как мы видим, позиция исполнительной власти изменилась, и она сама уже говорит о «жестком контроле». Вот только есть одно обстоятельство, заставляющее усомниться в надежности этого контроля.
При том, что по городу бегает множество маршруток и коммерческих автобусов, данный рынок серьезно монополизирован. Наиболее известный перевозчик – ОАО «Третий парк», но главный монополист даже не он, а государственное унитарное предприятие «Пассажиравтотранс», владеющее при этом большим количеством автобусов и микроавтобусов, которые перевозят пассажиров по коммерческим ценам. Генеральным директором указанного ГУП был до своего назначения председателем Комитета по транспорту тот самый Александр Макарович Дацюк, а после его ухода там остался работать заместителем гендиректора по коммерческим вопросам Илья Александрович Дацюк. Как нетрудно понять, его сын. Что, собственно, старший Дацюк и не скрывает, полагая это вполне нормальным.
Известно, что совмещение в одной структуре государственного и частного всегда приводит к одним и тем же результатам. Понятно ведь, что «Пассажиравтотрансу» выгодно как можно реже выпускать на линию «социальные» автобусы и как можно чаще выпускать те автобусы, где написано «без льгот» и не действуют никакие проездные карточки. Вот мы и наблюдаем каждый день, как граждане, чертыхаясь, усаживаются в маршрутки, безуспешно пытаясь дождаться «государственного» автобуса...
Ну а теперь вопрос на засыпку: много ли сил уйдет у Дацюка-младшего, как представителя «Пассажиравтотранса», на то, чтобы обосновать и согласовать повышение платы за проезд у Дацюка-старшего, как представителя Комитета по транспорту? И насколько жестким будет в этой ситуации контроль, обещанный губернатором?

Борис ВИШНЕВСКИЙ


Справка
И еще – о плате за проезд. Известно, что сейчас мы платим по 7 рублей в наземном транспорте и по 8 рублей – в метро. С января городское правительство намерено установить единый тариф в 10 рублей как на поверхности, так и в подземке.
Но, во-первых, такой рост тарифа никак не соответствует прогнозам инфляции: городской бюджет на 2005 год рассчитывается исходя из инфляции примерно в 8%. А тут – рост на 30–40%.
А во-вторых, с нового года, как опять же известно, отменяются все льготы по проезду на общественном транспорте. Раньше в Комитете по транспорту очень любили говорить, что пассажиры, которые ездят за деньги, оплачивают проезд и за себя, и за того парня – льготника, именно потому, мол, при себестоимости проезда в 4–5 рублей билеты стоят 7 рублей. Теперь все будут ездить за деньги – казалось бы, плата за проезд должна снизиться? Однако же вместо этого она увеличивается. Почему?