«похитители велосипедов» в северной пальмире

2 декабря 2004 10:00

Ретроспектива классика неореализма, итальянского режиссера Витторио Де Сика (1901–1974), состоящая из семи картин, не шедших ранее в прокате, пройдет в Петербурге с 3 по 12 декабря.




Когда семнадцатилетний сын мелкого банковского служащего Умберто Де Сика, Витторио, снялся в эпизоде фильма «Дело Клемансо», он и не предполагал, что спустя три десятилетия одна из его картин – «Похитители велосипедов» войдет в тройку лучших в истории кино.
В начале 20-х природный артистизм и желание подработать привели юношу в театральную труппу, которой руководила русская актриса и режиссер Татьяна Павлова. Его первые выступления состоялись на миланской сцене, и сразу же привлекли внимание взыскательных зрителей и прессы. С середины 20-х годов Де Сика стал получать регулярные приглашения сниматься в кино. Особенный успех принесла ему работа в фильмах режиссера Марио Камерини. Начав снимать самостоятельно, Витторио воздал должное своим учителям, но вскоре комедии в духе Камерини сменились непривычно драматичными и реалистичными историями. Первая из них – «Дети смотрят на нас» (1942) вышла практически одновременно с «Прогулкой в облаках» Блазетти и «Одержимостью» Висконти. В кино открылась новая тональность, в которой пронзительно зазвучали скорбь, сострадание, гуманность, сменившие прежние легкие, сентиментальные, идиллические приемы. На экраны шагнула сама действительность. Этот, пятый по счету, фильм Де Сика принято считать началом всего его творчества.
Вокруг картины сразу же разгорелась жаркая дискуссия, его смелость была очевидна, и скандал с сопутствующей ему шумной известностью чуть было не сыграл с режиссером злую шутку. Последовали настойчивые приглашения от пропагандистского ведомства Муссолини ставить заказную продукцию и даже отправиться на работу в Германию. Сам Геббельс приложил к этому руку. Отказаться – означало подписать себе смертный приговор. Де Сика нашел соломоново решение: он принял спасительное приглашение католического киноцентра на постановку религиозного фильма «Врата неба». Эта картина поистине явилась чудом спасения для многих итальянских кинематографистов, не желавших следовать за фашизмом. Работа над фильмом растянулась до самого ухода гитлеровцев из Рима...
Свой новый фильм «Шуша» (искаженное «shoe shine» – чистильщик обуви) режиссер сумел поставить только спустя год после окончания войны. И именно эта картина принесла Де Сика заслуженную славу и известность не только в Италии, но и во всем мире. Почти одновременно вышел ряд картин Росселини, Вергано, Де Сантиса, ознаменовавшие рождение нового направления в кино – итальянского неореализма. Его опыт навсегда вошел в практику мирового кинематографа и стал одним из значительных и общекультурных явлений середины ХХ века. Картины этого периода творчества Витторио Де Сика и составили программу проводимой в Петербурге ретроспективы, приуроченной к тридцатилетию со дня смерти выдающегося кинорежиссера. Пройдет она в киноцентре «Родина» и кинотеатре «Свет». За что поклонники кино могут поблагодарить Итальянский институт культуры, Петербургский музей кино и общество «Друзья Витторио Де Сика».

Алексей НЕДВИГА