Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Здравствуйте, гости, – ой не надо, ой бросьте

23 декабря 2004 10:00

Рождество в Италии, каникулы в Сан-Диего... Для туроператоров — самая горячая пора. Увы, в основном для тех, кто отправляет петербуржцев на отдых за границу. Фирмы же, работающие на прием иностранных гостей, не сказать чтобы в упадке — но... Станет ли «Новый год в Петербурге» столь же популярным брендом, как, например, «Новый год в Праге»? Суждено ли туристической отрасли быть доходной статьей городского бюджета или это лишь старательно культивируемая иллюзия?




Невероятные приключения итальянцев в России


Зампредседателя Комитета по внешним связям и туризму городского правительства Виктор Пахомков считает, что главная проблема — в финансировании отрасли:
— Сравните, Москва на 2005 год выделяет на развитие туризма около 900 миллионов рублей, а мы — всего 6!..
В уходящем году, по информации г-на Пахомкова, чиновники его ведомства смогли посетить только четыре специализированные выставки за рубежом, в то время как раньше ездили в пять раз чаще. Обыватель заметит: ну и правильно — нечего им вообще тратить казенные денежки... А специалисты уверены, что для города это огромная потеря, ибо нет возможности продвигать северную столицу России на международном рынке.
Адепты же гостиничного бизнеса — которых сейчас принято называть красивым словом «хотельеры», в свою очередь, ставят два вечных вопроса, волнующих их с незапамятных времен: где взять свободные места в белые ночи и где взять клиентов зимой? Казалось бы, уж говорено-переговорено о рациональном распределении туристических потоков; о том, что, по словам генерального директора гостиницы «Пулковская» Геннадия Белоногова, все сколько-нибудь значимые официальные мероприятия надо переносить на «низкий» сезон, — а что толку. Как ни обидно, этой осенью и зимой в загрузке питерских отелей наблюдается, по сравнению с прошлыми годами, даже определенный спад (правда, эксперты склонны связывать это с событиями в Беслане).
Вместе с тем представители сферы отдыха и путешествий сетуют на доходящую до абсурда несогласованность со многими городскими структурами — в тех аспектах, от которых зависит качество обслуживания туристов.
— ...Стало известно, что по Пулковскому и Киевскому шоссе должно проехать некое высокопоставленное лицо, — рассказывает директор музея-заповедника «Гатчина» Никита Батенин. — Тут же бросились лихорадочно ремонтировать дорогу, класть асфальт — ровно до поворота на Красное Село (здесь лицо предполагало свернуть). Нагнали катков, грейдеров, всё перегородили... В итоге лицо так и не приехало. Но техника стояла на прежнем месте еще неделю. Уже не работая!.. Естественно, все это время экскурсионные автобусы к нам попасть не могли... О возмещении убытков речи нет; объясняют: это необходимость, как вы не понимаете...
Убытки, кстати, того свойства, когда мораль переходит в материю. Ждем гостей с распростертыми объятиями, потом их же – физиономией об стол... Чиновники разводят руками: накладки неизбежны... Хотя ни для кого не секрет, что инфраструктура нашего города вообще мало приспособлена для приема гостей из цивилизованных стран.
Вице-президент Российского союза туриндустрии, курирующий Северо-Западный регион, Сергей Корнеев предлагает ввести своего рода «туристическую экспертизу» хотя бы новых, наиболее значимых городских проектов. Иными словами — оценивать намеченные к строительству или реконструкции мосты, дороги, транспортные узлы с точки зрения удобства для туристического бизнеса. Неплохо бы советоваться с представителями отрасли и планируя развитие пешеходных зон в историческом центре города, поскольку как раз эти территории на современном этапе могли бы стать — наряду с Эрмитажем и Царским Селом — визитной карточкой города при продвижении его на Запад.
Помимо прочего, руководство туристического ведомства делает ставку на так называемые городские экскурсионные автобусы, которые собираются запустить весной 2005 года. Этот транспорт будет курсировать по достопримечательным местам города на Неве, и, купив билет, в течение дня в него можно будет садиться, выходить и снова садиться много раз. Говорят, это удобно, ненавязчиво, недорого, и иностранцам должно понравиться...
Прибавится ли от этого полку вояжеров? Ведь ключевые-то вопросы гораздо глобальнее и с ходу их не решишь. Несмотря на обилие различных стимулирующих программ, в городе по-прежнему не хватает трех-четырехзвездных гостиниц с приемлемым соотношением сервиса и прайса. Правда, новые мини-отели последнее время все же появляются то тут, то там, а вот вкладываться в большие гостиничные комплексы инвесторы не рискуют: недолго и прогореть. При этом, напомним, по стоимости услуг для приезжих — те же гостиничные номера, рестораны, билеты в музеи — Санкт-Петербург входит в шестерку (!) самых дорогих городов Европы. Не удивительно, что загадывать желание под полночный бой часов многие предпочитают все же на берегах, скажем, Влтавы — а не Невы. Мечта красоты не теряет, обходится же существенно дешевле.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС