Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Покушение на таможне

14 марта 2002 10:00

В ночь с 8 на 9 марта депутат Госдумы Юлий Рыбаков вернулся из Лондона в родной Петербург. Здесь его ждал сюрприз в лучших традициях застойно-диссидентской эпохи: таможня аэропорта Пулково изъяла у него две коробки с видеокассетами. Потрясал текст выданной депутату квитанции: там черным по белому было сказано, что груз задержан по политическим мотивам. Учитывая содержимое видеокассет, это выглядело прямо-таки мрачным кафкианским гротеском: ведь в изъятых коробках были копии фильма «Покушение на Россию», рассказывающего о причастности российских спецслужб к взрывам домов в Москве и Волгодонске в 1999 году...



Премьера документального фильма, сделанного французскими журналистами, была организована 5 марта в Лондоне опальным олигархом Борисом Березовским. Кроме БАБа - сопредседателя движения «Либеральная Россия» - на премьере присутствовали и другие лидеры «либероссов» - депутаты Госдумы Сергей Юшенков и Юлий Рыбаков. Именно на их долю выпал жребий перевезти из Лондона в Россию достаточное число кассет с фильмом, (после того как все российские телеканалы отказались его транслировать и «Либеральная Россия» решила распространять «Покушение» на кассетах). Партию общим числом тысяча штук распределили в такой пропорции: 900 кассет повез Юшенков, 100 - Рыбаков. Сергей Юшенков привез свои кассеты в Москву без особых приключений. Юлию Рыбакову повезло меньше.
По его словам, дело было так. О том, что он везет кассеты с фильмом, было известно заранее. Он позвонил из Лондона, попросив, чтобы его встретили сотрудники VIP-зала и провели, как обычно, через «зеленый коридор». Ничего необычного в этом не было, такую процедуру он проделывал уже десятки раз. Но случилось иначе.
- Народу было много, - рассказал Юлий Рыбаков «Новой газете», - но таможенники все внимание сосредоточили на мне. Несмотря на то, что по закону депутаты Госдумы обладают правом неприкосновенности и досмотру не подлежат, досмотр был произведен и видеокассеты у меня изъяли. Когда я спрашивал: почему, на каком основании, мне отвечали одно: «Обращайтесь к нашему начальству». При этом таможенники консультировались с гражданами в серых костюмах, стоявшими у них за спиной и отворачивавшимися, когда я просил их назвать себя.
За спиной у таможенников, по мнению депутата, стояло ФСБ, и вся эта возня была организована именно с их подачи.
Таможня от этого, естественно, открещивается. В Северо-Западном таможенном управлении ситуацию нам прокомментировали так: «Сотрудники ФСБ по этому поводу к нам не обращались. Закона мы не нарушали, личные вещи депутата не досматривали, речь идет лишь о партии груза. А в данном случае это именно так: в соответствии с Таможенным кодексом 100 кассет - это товарная партия, с которой должна быть уплачена пошлина, но этого сделано не было, партия даже не была внесена в таможенную декларацию».
С точки зрения таможни, логика очевидная... Вот только как быть с тем, что в Законе о статусе депутата сказано: «депутат Государственной Думы не может быть подвергнут личному досмотру» за исключением чрезвычайных случаев, а его неприкосновенность распространяется и на его багаж. Что считают на пулковской таможне личными вещами - весь багаж или только ручную кладь, или, может быть, всего лишь носовой платок в кармане?
Таможенное начальство пытается доказать, что депутат кипятится зря. «Ну уплатит он положенную пошлину и заберет свои кассеты, - говорят они, - сумма небольшая - 20% от стоимости товара, учитывая, что стоимость одной видеокассеты примерно доллар, то весь сбор - 20 долларов».
- Ничего подобного мне на таможне не предлагали, - парирует Рыбаков. - Речь шла просто об изъятии. Взамен мне выдали квитанцию с ошеломляющей формулировкой: «предметы, задержанные по причинам политического, морального, санитарного и карантинного порядка, возврату не подлежат».
Поначалу Рыбаков даже решил, что ему подсунули бланк многолетней давности, годов пятидесятых. Оказалось, нет, квитанция образца 1996 года, текст стандартный.
- Здесь дело уже даже не в кассетах, - говорит Рыбаков. - Даже если записи уничтожат (что мешает вернуть кассеты без записи?), мы сделаем новые, в конце концов, перегоним, если надо, сигнал через спутник. Это же просто смешно в XXI веке считать, что такими дремучими методами можно заткнуть нам рот. Но главное в другом - в нарушении закона. Ведь все начинается с малого: сегодня произвол допущен в отношении меня, завтра в отношении любого другого депутата, а что уж говорить о простых гражданах.
Словом, Рыбаков подготовил жалобу в Генпрокуратуру, кроме этого будет обращаться в Петербурге в суд.
От своих прежних намерений распространять фильм в России он не отказался. 50 кассет собирается раздать депутатам петербургского Законодательного собрания, остальные - депутатам Госдумы. А главными популяризаторами «Покушения на Россию» в регионах должны стать 40 уже зарегистрированных и 20 находящихся в стадии регистрации региональных отделений «Либеральной России».
Кстати, в роли популяризаторов, очевидно, неожиданно для себя выступили и «органы» - обеспечив с помощью всей этой неуклюжей истории «Покушение на Россию» дополнительной бесплатной рекламой.

Николай ДОНСКОВ