Гореэлектротранс

7 января 2005 10:00

Контрольно-счетная палата Петербурга проверила ГУП «Горэлектротранс» – единственное в городе предприятие, занимающееся перевозками пассажиров на троллейбусах и трамваях. Проверяли на предмет правильности использования бюджетных средств и государственной собственности. Результаты оказались достаточно красноречивы...



Проверка охватила 2002–2003 годы: за это время «Горэлектротрансом» последовательно руководили четыре (!) генеральных директора. Первым был Юрий Горлин – до этого он занимал свой пост в течение двадцати лет (кажется, никто больше в системе городского хозяйства не демонстрировал такого долголетия). Его сменили Дмитрий Григорьев, затем Владимир Полушин, а потом нынешний гендиректор Александр Беспалов. И вот при переходе власти от предпоследнего директора к последнему, судя по результатам проверки, имели место крайне любопытные обстоятельства.
«10 ноября 2003 года обязанности генерального директора исполняли два лица: вновь назначенный Беспалов и уволенный в этот день Полушин, – констатируется в отчете КСП. – В то время как Беспалов приступил к своим обязанностям, Полушин продолжал исполнять обязанности генерального директора и совершил незаконные сделки...»
Как уверяет КСП, г-н Полушин в свой последний день работы успел продать компании «Северная Венеция» по «остаточной балансовой стоимости» в... 40 тысяч рублей (!) ведомственную базу отдыха в поселке Комарово. За такие деньги, вероятно, многие, включая автора статьи, с удовольствием прикупили бы эту базу – но только кто же им ее продаст? И еще за 150 тысяч рублей Полушин передал той же компании право аренды земельного участка площадью в 12 тысяч квадратных метров, где находится база. Поскольку все это было сделано без положенного в таких случаях согласия КУГИ, сейчас законность сделок оспаривается в суде, но решения пока не принято...
Не менее любопытные данные КСП приводит относительно себестоимости перевозок. Выясняется, что в 2003 году себестоимость поездки одного пассажира на трамвае и на троллейбусе была одинакова, и составляла всего лишь... 3 рубля 24 копейки. Билет же, напомним, в это время стоил 6 рублей. Притом что убытки от бесплатного проезда льготников транспортникам исправно компенсировал питерский бюджет. Не велика ли была прибыль «Горэлектротранса»?
Оказывается, нет: ГУП почему-то имел вовсе не прибыль, а одни убытки – в 2003 году они составили 174 миллиона рублей. Более того, ревизоры КСП отмечают, что финансовое положение «Горэлектротранса» крайне неудовлетворительное, и предприятие не имеет «реальной возможности к восстановлению своей платежеспособности в течение ближайших 6 месяцев»...
Заметим: город исправно давал поручительства по кредитам, которые брал «Горэлектротранс», а потом так же исправно по этим кредитам платил. Выгоднее было бы просто напрямую финансировать «Горэлектротранс» из бюджета – в этом случае не пришлось бы, помимо основной суммы кредита, оплачивать еще проценты. Между тем у «Балтонэксимбанка» деньги брали под 23% годовых. В результате по кредиту в 60 миллионов рублей пришлось за два года заплатить еще почти 28 миллионов рублей процентов. Вполне хватило бы на покупку десятка-другого троллейбусов или трамваев. (Кстати, две трети нынешних троллейбусов и треть трамваев, как свидетельствует отчет КСП, изношены полностью).
Троллейбусы, впрочем, покупали, но втридорога. В декабре 2002 года, согласно отчету КСП, у Вологодской холдинговой компании купили подержанный австрийский троллейбус, который стоит 1,4 миллиона рублей. Но компании за него заплатили... 2,9 миллиона. Почему? Загадка.
Что касается более мелких нарушений, то их обнаружено множество. Начиная с задержек зарплаты работникам и оказания благотворительной помощи общественным организациям (уставом ГУП она не разрешена) и заканчивая оплатой работ подрядчиков, выполнение которых не подтверждено документами. Ну и еще так, по мелочи, – скажем, неправомерной оплатой путевки гендиректору Полушину.
...В общем, странно, что при столь «эффективной» деятельности «Горэлектротранса» в городе еще хоть как-то ходят троллейбусы и трамваи... А что если КСП проверит другого транспортного монополиста – «Пассажиравтотранс», в ведении которого находятся автобусы?..

Владимир МАКСИМОВ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close