Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Октановое обманное

17 февраля 2005 10:00

Дубовые листья на фоне бензоколонки... Вчера в Петербурге награждали лучшие автозаправочные станции. Казалось бы, кормушка для «Лад» и ситроенов, превративших город в пыльный, загазованный капкан, – и «Экологический знак» – какая связь?



Вы думаете, почему дышать на невских берегах становится все труднее? Количество зарегистрированных в Питере авто перевалило уже за полтора миллиона. Только в 2003 году (данных за 2004 год еще нет) суммарный выхлоп этого железного стада в атмосферу мегаполиса составил 206 с лишним тысяч тонн. Бензопирен, диоксины... Впрочем, всего не перечислить: более сотни веществ, содержащихся в выхлопных газах машин, – чистые яды.
Двигатель внутреннего сгорания – сама по себе штука вредная, но многое зависит еще и от того, чем заправлять автомобиль. По информации Федеральной службы Ростехнадзора в Петербурге, так называемые присадки – дополнительные вредные ингредиенты, которые добавляют в топливо, искусственно увеличивая его октановое число, – несмотря на все протесты, остаются для нашего региона проблемой номер один.
– Эти присадки, – объясняет начальник отдела Ростехнадзора Василий Семерчук, – поскольку они не являются органичной составляющей бензина, вызывают сбои в системе зажигания. Чуть ли не на треть увеличивается расход топлива, выбросы сажи, окиси углерода, других веществ. Я уж не говорю, что для автомобиля это не полезно. В общем, этилированный бензин с примесью свинца по сравнению с присадками – мелочь...
Между тем, по оценке г-на Семерчука, треть реализуемого в городе топлива – именно таково.
– Парадоксально, но сложившееся положение не противоречит законодательству, – говорит специалист. – В конце 1980-х заинтересованные лица провели через Госстандарт решение, позволяющее фирмам, даже не обладающим лицензией на право заниматься нефтепродуктами, предлагать свои рецептуры, более того – производить топливо! Вот и объявились тысячи левых контор, разливающих собственный бензин...
Арифметика проста. Литр бензина-сырца стоит 8 рублей. Добавив туда копеечную присадку, предприниматели продают его под видом 76-го, уже по 14 рублей, получая с литра едва ли не стопроцентную прибыль.
– Все попытки остановить эту вакханалию встречают жесткий отпор, – признаются в Ростехнадзоре. – Очень напоминает ситуацию с цветными металлами... Правда, два года назад мы в северной столице поставили этот вопрос ребром, и Госстандарт вынужден был внести поправку: наличие лицензии у фирмы теперь обязательно. Но опасные присадки так и не отменили.
Идея «Экологического знака» – обойти коррумпированные федеральные органы. А что, если подсказать местному потребителю, где лучше приобретать топливо? Конечно, предложение спорное: конкуренция, реклама, антиреклама, компромат... Поэтому приводить здесь список фирм-победителей мы не станем.
Тем не менее вручение знака, о котором идет речь, – лишь первый шаг в городской программе по контролю качества топлива, поступающего на наши АЗС. Впереди – запрет или хотя бы ограничение на использование вредных присадок, получение права контроля над всей технологической цепочкой поставки нефтепродуктов – вплоть до складов и нефтебаз. Разумеется, с наскока этот бастион не возьмешь... И все же, пожалуй, «Экологический знак» появился вовремя. В северную столицу начал активно внедряться московский топливный капитал. По прогнозам, не сегодня-завтра появятся новые станции, торгующие относительно недорогим, полученным по левым технологиям бензином. По мнению экспертов, качество московского топлива еще хуже питерского. Так что, не исключено, листья дуба могут стать указателем на пути к чистому городу

Лина ЗЕРНОВА


Справка «Новой»
На сегодня в Петербурге работает 284 АЗС, принадлежащих 28 компаниям.