Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Образовательные преобразования

21 марта 2002 10:00

«Считаю, что мы сделали правильный шаг», - заявила председатель Комитета по образованию Татьяна Голубева, выступая во вторник на депутатских слушаниях, посвященных новым правилам приема в первые классы. Правила эти, как известно, лишили все без исключения школы права на проведение конкурсного набора. («Новая газета» писала об этом в № 17 от 11 марта.) «Не секрет, что гимназии отбирали подготовленных детей, с которыми удобно работать, - сообщила Татьяна Ивановна. - Но это противозаконно. Всем детям должны быть гарантированы равные права». Возразить председателю комитета никто не решился: известно, что директора школ стараются не вступать с ней в споры, опасаясь, что подобные вольности могут обойтись им слишком дорого. Хотя сказать было что.





И учителя, и родители первоклашек заинтересованы в том, чтобы уровень подготовки детей был примерно одинаков. В последнее время даже в некоторых «простых» школах стремились проводить собеседования с поступающими: для того, чтобы распределить их по классам. Потому что чем больше разрыв между сильными и слабыми, тем труднее организовать обучение. А разрыв этот с каждым годом становится все больше. Ведь в интеллигентской среде (а в Ленинграде - Петербурге эта прослойка всегда была довольно «толстенькой») раннее образование детей считалось обязательным. Ребенок, который к шести - семи годам умел свободно читать, писать (хотя бы печатными буквами), складывать-вычитать в пределах десятка, а желательно двух, воспринимался как норма.
В последнее же десятилетие процесс дошкольного обучения перешел на качественно новый уровень: появились гимназические группы в государственных детских садах, «продвинутые» частные садики, всякого рода «гимназии для крошек», «школы искусств», огромное количество развивающих игр и пособий. Что делать с подготовленными ребятами дальше? До недавнего времени вопросов не возникало. Усложненные программы гимназий не позволяли детям расслабиться и заскучать. Но сегодня многие родители пребывают в тихой панике. Ведь при заявительной форме приема классы окажутся одноуровневыми, и значит, рядом с подготовленными детьми вполне могут оказаться те, которые не знают даже букв... Получается, мы делаем невыгодными «инвестиции» в образование детей?
Есть еще нюанс, о котором как-то не принято говорить. «Ущемление прав детей при приеме» нередко идет на пользу самим детям. Ведь не секрет, что заботливые семьи частенько переоценивают способности своих детишек. О подготовительных курсах сказано немало недобрых слов: некоторые считают плату за них едва ли не официальной взяткой за поступление. Но при этом как-то упускают из виду, что на курсах надо работать. Кроме того, это дает родителям возможность оценить требования школы и уровень собственного чада. Нередко, поводив ребенка на курсы, родители приходят к выводу, что лучше поискать другую школу. Впрочем, и провалы «приготовишек» на собеседовании тоже случались. Но ситуация, когда зачисленный в «усложненную» школу ребенок не тянул программу и попадал в число отстающих, оказывалась для него куда более болезненной...
Но сегодня все эти разговоры бессмысленны. Закон требует отменить всяческие тестирования и собеседования. Увязывать поступление ребенка в первый класс с уровнем его знаний непозволительно никому. Это корреспонденту «Новой газеты» подтвердили в Министерстве образования: по мнению его руководителей, запись в порядке очереди куда демократичнее. Правда, в министерстве отметили неправильные управленческие решения руководителей питерского Комитета образования: изменению правил должна была предшествовать длительная разъяснительная работа. «Кроме того, интересы детей должны быть на первом месте: нужно думать, что делать с теми, кто уже успел получить подготовку», - говорили мне.
Комитет по образованию - думает. По словам Татьяны Голубевой, начальное образование в Петербурге вариативно: наряду с четырехлетней начальной школой сохраняется и трехлетняя, а кроме того, у подготовленных детей есть возможность поступить сразу во второй класс. Однако на практике все не так замечательно. «Трехлетка» скоро окажется вне закона, и ряд районов города от нее уже отказывается. Все это создает атмосферу неопределенности, которая еще больше нервирует родителей и директоров школ. Ведь в некоторых школах даже в феврале не знали, будет им разрешен набор на программу 1 - 3 или нет!
«В Москве переход на четырехлетнее начальное образование был осуществлен за два года. Но все это время представители администрации не вылезали из СМИ, объясняя родителям, что они должны делать, - рассказывали в министерстве. - Не хотелось бы, чтобы Петербург «дотянул» до последнего: ведь в таком случае ожидания родителей, ориентированных на трехлетнее образование, не оправдаются, их дети пойдут в школу позднее, чем должны были бы пойти, и заскучают».
С поступлением во второй класс - тоже не легче, хотя этот вариант вполне законен. Необходима самая малость: свободное место в классе. Но в хороших школах его, как правило, не оказывается. Теоретически самым разумным выходом могла бы стать практика формирования вторых классов из подготовленных учеников: это устроило бы и школы с углубленным изучением ряда предметов, и заботливых родителей, занимавшихся дошкольным образованием детей. Однако пока здесь больше вопросов, чем ответов.
Во-первых, нет ясности с организацией такого приема. Во-вторых, неизвестна позиция Комитета по образованию. В-третьих, Дума планирует рассмотреть законопроект о государственных образовательных стандартах. Значит ли это, что после его принятия «углубленные» программы, особенно в младших классах, будут упразднены?..

Виктория РАБОТНОВА
Фото Дениса ВЫШИНСКОГО