Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Манящий отсвет «золотой фольги»

3 марта 2005 10:00

В то время как противники строительства второй сцены Мариинского театра в Петербурге готовят новые протестные акции, еще надеясь изменить соотношение сил, в Москве все уже решено – окончательно и бесповоротно. Черту под очередным скандалом вокруг Мариинки-2 подвел глава Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) РФ Михаил Швыдкой, побывавший позавчера в северной столице.




Ломать – не строить


Итак, запятая во фразе «строить нельзя отложить» встала на свое место, причем именно в том варианте, который особенно не по душе нашим землякам: в районе Коломны, по проекту француза Доминика Перро. Начнут работы не позже осени этого года, завершат – в 2008-м, а в 2009-м новое здание прославленного императорского театра примет первых зрителей.
Меж тем буквально пару недель назад идея воплощения «смятой золотой фольги» на невских берегах была под угрозой срыва.
Напомним, Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры РФ объявила конкурс на подготовку рабочей документации к детищу Перро, самому же автору Мариинки-2 предложили соревноваться с другими потенциальными проектировщиками на общих основаниях. Маэстро был, конечно, покороблен и от участия в дополнительном «забеге» наотрез отказался.
Грянул скандал. Тем не менее упомянутый конкурс не отменили, а наоборот, продлили («НГ» рассказывала об этом в №10 за 2005 год). По городу поползли слухи, что руководитель вышеназванной Северо-Западной дирекции Андрей Кружилин якобы намеренно вступает в конфронтацию со Швыдким, преследуя какие-то свои интересы... Судьба шедевра XXI века, казалось, повисла на волоске. У борцов с уплотнением Коломны появился шанс.
Но ненадолго. По словам Михаила Швыдкого, «теперь проблемы исчерпаны»: парижский зодчий спешно зарегистрировал на нашей территории компанию «Доминик Перро – Россия», которая и будет курировать пресловутый проект. Конкурс, результаты которого должны были объявить 10 марта, закрыт; все участники остались с носом.
– Раздаются голоса: мы, мол, получаем нищенские зарплаты, можно сказать, с голода умираем, а вы такие деньжищи (казенные инвестиции в проект Перро – около 220 миллионов евро. – Ред.) тратите неизвестно на что! – полемизирует с невидимым оппонентом руководитель ФАКК. – Но представьте: ведь вторая сцена Мариинки привлечет публику со всего света... Это же огромные доходы для города...
Заметим, что и основной-то – на сегодня единственный зал знаменитого театра заполнен далеко не всегда, а уж когда перед иностранцами будет стоять выбор: в старинное здание брать билеты или в новодел, то... Впрочем, такого рода аргументы, похоже, и правда, «в пользу бедных»: по оценке руководителя театра Валерия Гергиева проект, безусловно, рентабелен.
Тем временем по стопам своего оперно-балетного собрата – в смысле претензий на вторую сценическую площадку – идет патриарх на ниве Мельпомены. Александринку-2 планируют, разумеется (как и в случае с Мариинкой), не в Купчине. Чтобы возвести современное здание для старейшего в Петербурге драматического театра, придется сперва расчистить территорию в квартале между площадью Островского, улицей Зодчего Росси и набережной Фонтанки, а для этого – снести несколько капитальных построек и извлечь из земли их фундаменты. Правда, по уверениям г-на Кружилина и представителей ФАКК, «никакого скандала вокруг этого строительства не должно быть». Во-первых, попадающие под снос здания не являются памятниками и вообще не имеют сколько-нибудь ощутимой культурно-исторической ценности. Во-вторых, к реализации будет принят только такой проект и бкдут использованы только такие технологии, которые позволят не нанести ущерба близлежащим домам и не повредить подземные коммуникации. Работы собираются начать в 2006 году.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС


Цитата «Новой»
Михаил Швыдкой:
«Тех, кто ставит палки в колеса крупным инвестиционным проектам, на деле больше заботит не сохранение архитектурного облика города, а участие в тех или иных субподрядах... Столько вокруг этого грязной возни, черного пиара!»