Допинг качества

17 марта 2005 10:00

«Клиент всегда неправ». И попробуйте доказать обратное какой-нибудь фирме, выманившей у вас деньги за некачественный (а то и просто опасный) товар. Кто из нас не мечтал найти управу на зарвавшихся хапуг? А потому 15 марта – всеобщий праздник, Всемирный день прав потребителей. Право на информацию, безопасность, компенсацию ущерба... На деле или только на бумаге?



Административные перемены не обошли эту сферу стороной: торговые инспекции, санэпиднадзор, антимонольнопольщики сплетены теперь в единый блок Роспотребнадзора и еще не разобрались с разделением обязанностей. При этом на фоне слияния государственных структур расплодились и размножились некоммерческие партнерства и потребительские союзы, радеющие за порядок в производстве и торговле.
Конечно, общественные организации власть употребить не могут. Их епархия – принимать жалобы, консультировать, проверять. И обращаться по грубым нарушениям в службу надзора, которая должна в таких случаях принимать меры.
Впрочем, не те штрафы сегодня, чтобы коммерсант всерьез задумался о соблюдении правил. Проще отстегивать кесарю кесарево, продолжая заливать рынок паленой водкой или иной отравой. Ну какой смысл торговцу отказываться от закупок стеклоомывающей жидкости «Арктика» на основе метанола, если этиловый аналог втрое дороже?..
– Разумеется, сумма штрафа должна быть сопоставимой с оборотом предприятия, – считает Светлана Соловьева, и.о. руководителя Северо-западного управления Ростехрегулирования (бывшего Госстандарта). – Чтобы бизнесмен знал: после первого, максимум второго взыскания его просто не будет на рынке.
А пока у государственных контролеров возможностей еще меньше, чем было прежде: после реорганизации плановые проверки значительно сокращены. Правда, в последние годы эту нишу заняли общественники, но если госструктуры принято обвинять в поборах, то инспектора от народа прославились побирательством. Бродят по торговым точкам некие личности, суют ларечникам под нос бумагу с надписью «Общество потребителей» и бубнят что-то про некондиционный товар. Получив на лапу, исчезают – а завтра приходят следующие.
– В свое время от этого сгнил советский «Народный контроль»: его сотрудники просто ходили по магазинам с авоськами и собирали дань – даже после выхода на пенсию, – рассказывает Галина Козловская, председатель Санкт-Петербургского общества потребителей, созданного в 1988 году.
Руководители новых групп – Регионального центра по защите прав потребителей, «Содействия», Общественного комитета народного контроля – не спорят с ветеранами движения: да, нужно очищать ряды от самозванцев и крохоборов, подрывающих имидж. И вряд ли в паломничестве по киоскам будущее потребительских объединений; скорее, в информационной поддержке, экспертизах и консультациях. Тем более что работы прибавилось: поток претензий за 2004 год вырос в полтора раза, покупатель начинает осознавать свое право.
Правда, не всяк осознавший сумеет им воспользоваться: экспертные и юридические изыски недешевы. Давно уже существует идея государственной программы, чтобы малоимущие могли бесплатно получать правовую помощь хотя бы по товарам и услугам первой необходимости; но когда эта идея воплотится в жизнь?..
Тем временем внутри защитно-потребительского движения нарастает раздор, если не сказать война: «новички» (большинство которых – выходцы из госструктур) намерены собрать свои силы в единую ассоциацию, – противопоставив ее «ветеранам». Что ж, защита потребителя – нынче тоже рынок, и конкуренция на нем нешуточная.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close