Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Вагонные споры – последнее дело

21 марта 2005 10:00

День весеннего равноденствия всяк встречает по-своему. Для известного в городе оппозиционера Михаила Дружининского нынче не только начало астрономического года, но и в определенном смысле финиш: сегодня он отправится в офис ГУП «Горэлектротранс» на улице Зодчего Росси и получит копию приказа о своем увольнении. В минувший четверг, 17 марта, руководство 1-го трамвайного парка в одностороннем порядке решило расстаться с вагоновожатым, который трудился на предприятии в течение двух лет. После окончания смены Михаилу неожиданно объявили, что на работу он может больше не выходить. Что ж, даже из этой грустной истории Дружининский собирается извлечь пользу и устроить, по его словам, «поучительное шоу»...




Я еще вернусь


Дружининский – личность в питерских оппозиционных кругах легендарная. Товарищи его боготворят, чиновники при одном имени вздрагивают. Это Дружининский в минувшем январе на территории своего «Мятежного трамвая» отменил федеральный закон о монетизации льгот. Это он в первых числах февраля босиком, почти нагишом прошел от памятника Екатерине Великой до Театральной площади, протестуя против возведения второй сцены Мариинки (см. «НГ» № 9, 10 за 2005 год). Это он участвует во всех пикетах и митингах, обращается в прокуратуру по фактам коррупции в транспортном цехе...
Уничтожение трампарков, геноцид в отношении экологически чистого наземного транспорта – этими проблемами Михаил, как глава Свободного профсоюза трамвайщиков, занимался до сего дня особенно активно.
Еще на стыке 2003–2004 годов, когда часть территории трампарка № 1 власти присматривали под строительство нового здания городского суда, Дружининский с коллегами подняли грандиозный шум: нельзя, мол, возводить Дворец правосудия с грубейшими нарушениями законодательства, – и затея провалилась. Хотя уже в мае 2004 года Смольный снова высказался за ликвидацию крупнейшего в северной столице грузопассажирского трамвайного хозяйства, на этот раз – в пользу ОАО «Измайловская перспектива». Парк, о котором идет речь, находится недалеко от станции метро «Московские ворота», напротив Новодевичьего монастыря, и занимает около 13 гектаров, упомянутая же фирма собирается осваивать громадный земельный участок площадью порядка 160 гектаров между Московским проспектом, Благодатной улицей, улицей Красуцкого и железнодорожной веткой балтийского направления. Здесь предполагается возвести жилье и создать общественно-деловую зону.
Справедливости ради надо сказать, пока «единичку» не трогают, в то время как территорию парка № 6 на Барочной улице, в Петроградском районе, планируют выставить на аукцион едва ли не на этой неделе. Подобная же участь, вероятнее всего, ожидает и трамвайный парк № 4 в Дегтярном переулке, и 2-й трампарк на Среднем проспекте Васильевского острова. Правда, расположенные в зоне «двойки» кирпичные ангары являются историческими памятниками, но – сколько уже раз удавалось такого рода преграды обходить или просто игнорировать... Между тем наиболее привлекательными для инвесторов считаются как раз территории второго, а также третьего парка, дислоцирующегося на Большой Посадской . По разным оценкам, квадратный метр освобождающихся площадей может стоить от 70 до 200 у. е.
Надо ли вообще закрывать «лишние» транспортные хозяйства в центре мегаполиса, выводить их на окраины и в пригороды – предмет специальной дискуссии. Другой вопрос – куда пойдут деньги от продажи государственных земель? Михаила Дружининского и его соратников, которые задают функционерам неудобные вопросы, не раз предупреждали: хватит мутить воду, а не то...
Видимо, «не то» настало. В трудовой книжке, которую Михаилу выдали сразу же после окончания смены, указано, что он якобы «неоднократно нарушал трудовые обязанности». Юристы считают, что процедура увольнения – независимо от причины – была, в свою очередь, проведена с грубыми нарушениями Трудового кодекса РФ.
В ближайшие дни Дружининский намерен оспорить действия своего руководства в суде, и, по мнению специалистов, вероятность его победы в этом процессе велика. Вместе с тем очевидно, что подоплека увольнения председателя свободного профсоюза, активиста Движения гражданских инициатив (ДГИ) лежит в сфере сугубо политической. Напомним, одного из лидеров ДГИ, Владимира Соловейчика, уже пробовали привлечь к ответу за участие в протестных акциях горячего января – но не получилось (см. «НГ» № 4, 8 за 2005 год). Обжегшись зимой, по весне власть изменила тактику, и теперь расправляется с наиболее авторитетными оппозиционерами руками их работодателей. Дело Дружининского – первая ласточка. И наверняка не последняя.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Александра БАНЬКОВА


Кстати
В самом конце февраля глава Бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимир Барканов направил в прокуратуру Петербурга материалы финансовой проверки ГУП «Горэлектротранс». Судя по информации Контрольно-счетной палаты, которая проверяла хозяйственную деятельность этого предприятия за 2002–2003 годы, «ГУП неплатежеспособен, имеет большие долги, а работа его неэффективна».