Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Венгерская рапсодия

21 марта 2005 10:00

С 22 по 27 марта в киноцентре «Родина» пройдет панорама венгерского киноискусства «Настоящее венгерское кино». В ней представлены девять классических и современных фильмов венгерской киношколы.




Эту программу хочется назвать уникальной, не рискуя вызвать возражения у специалистов и киноманов. Столь редкое явление, как панорама неизвестного кинематографического ландшафта казалось бы не такой уж экзотической или отдаленной страны, как Венгрия, вдруг предстает перед нами некой терра инкогнита. Теперь подобное кажется невозможным, но кино именно этой страны из всего приснопамятного соцлагеря, на долгие десятилетия стало персоной нон грата для советского и уже по инерции – для российского зрителя. В лучшем случае его, зрителя, допускали к детективным телесериалам а-ля «Майор Кардаш». А те немногие ленты, что проникали в прокат, шли по стране «вторым экраном», а то и вовсе лишались прокатных удостоверений, как, к примеру, фильм «Глядя друг на друга» Кароя Макка. Это кино было настолько раскрепощенным, насколько свободными и естественными были его авторы – блестящее поколение режиссеров, вышедшее на сцену после венгерских событий 1956 года и последовавших затем экономических и политических перемен в стране и мире. В СССР власть боялась венгерских фильмов, как факела на сеновале. Официально просмотр этих картин был разрешен только на территории посольства Венгрии, об этом вспоминают бывшие студенты ВГИКа, всеми правдами и неправдами пробиравшиеся на эти показы. Только там да еще в международных фестивальных программах можно было увидеть фильмы Миклоша Янчо, Кароя Макка, Золтана Хусарика и других не менее удивительных авторов.
Венгерский кинематограф во всем мире славится своим тончайшим психологизмом и высокой изобразительной культурой. Новое тысячелетие выдвинуло на сцену новое поколение кинематографистов. Часть из них работает в классическом жанровом ключе, другая половина, следуя традициям, продолжает исследовать социальные феномены и экспериментировать. В панораме представлены три фильма молодых венгерских режиссеров, получивших восторженный отклик как у критиков, так и у широкой публики, что случается достаточно редко, и уже награжденных призами на престижных международных кинофорумах.

Алексей НЕДВИГА