Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Из пункта а в пункт б...

28 марта 2005 10:00

Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в ближайший четверг будет рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства со стороны городского правительства и Комитета по транспорту. А в минувшую пятницу Арбитражный суд города и области приступил к рассмотрению заявления частных перевозчиков, которые оспаривают конкурс, проведенный городской администрацией. Слушание дела перенесено – Комитет по транспорту не представил необходимые документы (в том числе приказ о проведении конкурса)...

Город захлестнула волна судебных тяжб по поводу итогов конкурса на пассажирские перевозки




Ждать оглашения итогов конкурса пришлось почти два месяца: оно все откладывалось и откладывалось. Наконец объявили, что примерно три четверти лотов на право возить пассажиров получил главный городской монополист «Пассажиравтотранс», кое-что досталось ОАО «Третий парк», и остальное поделили мелкие перевозчики. Некоторым из них еще надо будет доказывать, что они имеют право работать по тем условиям, которые были предусмотрены конкурсными требованиями.
Если все, запланированное Комитетом по транспорту, останется в силе – с 1 мая (а не с 1 апреля, как предполагалось раньше) нас ждут радикальные изменения. Зампред Комитета по транспорту Игорь Маилов заявил, что «900 автобусов малой и особо малой вместимости будут заменены на 600 автобусов средней вместимости», и что «такие же тенденции мы думаем продолжать и в последующих конкурсах в следующие годы». Это значит, что привычные для нас в последние годы микроавтобусы «Газели» и «Форды» будут вытеснены с городских улиц и заменены на средние или большие автобусы.
В Комитете по транспорту считают, что в результате проведенной ими реформы цены на многие перевозки снизятся. Частные перевозчики считают ровно наоборот: монополизация ведет только к повышению цен. «Инициатором повышения цен всегда выступал «Пассажиравтотранс», который является крупнейшим коммерческим перевозчиком, а малые предприятия являются как раз сдерживающим фактором», – утверждает президент Ассоциации независимых перевозчиков Петербурга Игорь Калугин. Что касается действий городской администрации – по словам Калугина, она занимается тем, что «пытается прекратить честную конкуренцию административными методами».
Поясним. Подавляющая часть нынешних частных перевозчиков не имеет ни средних, ни больших автобусов – и уже поэтому они не могли даже участвовать в конкурсе. Что касается «Пассажиравтотранса», то, как уверяет Калугин, заявленных 600 автобусов нет и у него тоже. Разве что срочно закупят подержанные автобусы где-нибудь за границей. И превратят город в свалку металлолома.
Как будут решать проблему – неизвестно. Но вполне может получиться, что маршруткам ездить запретят, а большие автобусы в нужном количестве так и не появятся. К чему это приведет – совершенно понятно: к еще большей давке в нынешних «социальных» автобусах, которых и так приходится ждать неимоверно долго...
Впрочем, просто так мириться с происходящим транспортники не собираются. Они полагают, что нет никаких законных оснований запрещать им работать. Питерская администрация сейчас заявляет, что сама будет утверждать все маршруты, а значит – использовать их имеет право только тот, кому город дал это право. Однако нынешние маршруты, где работает коммерческий транспорт, по сведениям частников, разработаны исключительно ими самими, а Комитет по транспорту не предложил ни одного маршрута.
Единственное исключение – когда по старым, существовавшим много лет, еще с 70 – 80-х годов, автобусным маршрутам пустили коммерческие автобусы с буквой «К». На эти маршруты частные перевозчики и не претендуют, но все остальные считают своей законной зоной для работы. И вообще, в законодательстве нет такого понятия, как право собственности на маршруты, по которым возят пассажиров. Значит, и запрещать никому ничего нельзя.
Более того, как утверждают частники, прокуратура сообщила им, что федеральное законодательство вовсе не запрещает возить пассажиров тем, кто не прошел перед этим процедуру какого-либо конкурса. Речь ведь не идет о городском заказе, когда из бюджета на это выделяют деньги. Все транспортники платят в бюджет налог на вмененный доход, а дальше имеют право свободно заниматься своим бизнесом и возить пассажиров на своих собственных маршрутках там, где хотят. Если, конечно, не нарушают при этом правила дорожного движения...
Чем закончится «война с частными перевозчиками», сказать трудно. Если территориальное управление ФАС будет последовательно защищать рыночную конкуренцию, вполне возможно, что Смольному придется отступить – как раз на одном из тех направлений, где администрация старательно борется с тем самым малым бизнесом, о развитии которого так много говорит.
Интересно, что скажет о поддержке малого бизнеса Валентина Матвиенко в своем ежегодном послании, которое ожидается послезавтра?

Владимир МАКСИМОВ
фото Александра БАНЬКОВА