Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

В «деле юры всеволожского» появился полковник

25 марта 2002 10:00

Начатое в середине декабря дело областного бизнесмена Юрия Гамилко (он же Юра Всеволожский) вышло на новый виток. 20 марта сотрудники УБОП и УФСБ арестовали пять человек, среди которых особо выделяется полковник налоговой полиции Игорь Ментишинов. Все они подозреваются в уголовно наказуемых связях с Гамилко.



«Дело Юры Всеволожского» уже освещалось в одном из декабрьских номеров «Новой газеты» («Юра Всеволожский и нефтяные магнаты», № 93, 24 декабря 2001). Напомним вкратце, что Гамилко - директор областного холдинга «Рось», более известного по названию дочерней бензиновой компании «Русланд». Эта структура занимается преимущественно топливом, но оперирует также и в строительстве, и на рынке транспортных услуг. 14 декабря 2001 года Юрий Гамилко вместе со своими сотрудниками Игорем Самолетовым и Валерием Красноперовым был арестован по обвинению в вымогательстве.
Заявление в УБОП подал партнер Гамилко по топливному и строительному бизнесу Евгений Алексеев. Курируя по заданию Гамилко постройку пансионата в поселке Солнечное, Алексеев увяз в долгах и длительное время «замыливал» возврат. По версии следствия, в октябре Гамилко, Красноперов и Самолетов провели с ним разъяснительную работу в достаточно жесткой форме. Алексеев принял все претензии, согласился отработать долг... и накатал «телегу» в УБОП. Через полтора месяца Всеволожского, Красного и Самолета арестовали. Им предъявлена 163-я статья УК - «вымогательство в составе организованной группы в особо крупных размерах».
Ситуация довольно типичная. Попытки получить с должника свои деньги нередко оборачиваются обвинением по 163-й и грозят серьезным сроком. Осведомленные наблюдатели полагают, однако, что до суда дело не дойдет, а если дойдет, то с треском развалится: как ни крути, Алексеев должен реальные деньги (и к тому же, по некоторым сведениям, сам фигурирует в уголовном деле о мошенничестве - не оплатил партию горюче-смазочных материалов, полученных от одной из нефтяных компаний). Максимум, что можно предъявить Юре Всеволожскому и его друзьям, - это относительно легкую статью «самоуправство».
Но УБОП и Главное следственное управление ГУВД так просто не отступаются. На беду Юры Всеволожского его дело приобрело «государственное значение». Больше полугода прошло со знаменитого выступления министра внутренних дел Бориса Грызлова, который с подобающей ему медвежьей прямотой заявил, что экономика Петербурга контролируется «тамбовским преступным сообществом». Кто-то должен отвечать за грызловский базар, поддерживая престиж МВД. Эту почетную миссию и отвели Юре Всеволожскому - благо в свое время он был близко знаком с некоторыми влиятельными людьми, которых старые рубоповские материалы относили к «тамбовскому ОПС».
Все бы было понятно, но возникает закономерный вопрос: при чем тут налоговый полицейский? Как говорится, а вот при чем.
В «деле Юры Всеволожского» есть не только политическая, но и экономическая составляющая. Игорь Ментишинов возглавляет в Управлении федеральной службы налоговой полиции 5-й отдел службы «А», ведающий коммерческими операциями с подакцизными товарами. Наряду с водкой и куревом, сюда относится и бензин. Неудивительно, что Гамилко и Ментишинов были лично знакомы - об этом уже успели сообщить городские СМИ. По убоповской версии, в ноябре прошлого года Ментишинов по заказу Гамилко якобы осуществил «наезд» на нефтяную компанию «Фаэтон».
Бросается в глаза тот факт, что Юра Всеволожский попал в «Кресты» именно в тот момент, когда на Северо-Западе начала разворачиваться государственная нефтегазовая компания «Славнефть», возглавляемая Михаилом Гуцериевым. «Славнефть» сразу приступила к целенаправленному поглощению местных операторов и зачистке конкурентов. Президент «Фаэтона» Владимир Хильченко предпочел договориться со «Славнефтью». Сначала речь шла о договоре франчайзинга. Дальше разговор пошел уже о полном слиянии - покупке «Славнефтью» фаэтоновской сети АЗС.
29 ноября в офисах и АЗС «Фаэтона» появились сотрудники УФСНП. Компания заподозрена в крупномасштабном уклонении от уплаты налогов. Начавшийся скандал мог осложнить переговоры «Фаэтона» со «Славнефтью». Однако этого не произошло - тема быстро угасла, результаты проверки ушли в песок. Зато Юрий Гамилко, пытавшийся сохранить самостоятельный топливный бизнес, был арестован по обвинению в вымогательстве.
Теперь за ним последовал Игорь Ментишинов. Его обвиняют в том, что налоговая проверка «Фаэтона» была организована по наводке Гамилко, который якобы пообещал за это 30 тысяч долларов. Информированные источники считают, что доказательная база в отношении Ментишинова столь же слаба, что и в деле самого Юры Всеволожского. Факт преступного сговора вряд ли удастся установить. Однако арест полковника явно выводит «Фаэтон» из прицела УФСНП. Очередное серьезное предупреждение получают и конкуренты «Славнефти». А заодно меняется расстановка сил в налоговой полиции.

Артем ВЕСЛОВ