Художник должен быть голодным. и бездомным

1 мая 2005 10:00

Творческие мастерские пойдут с молотка – исключительно по просьбам населения и в целях социальной защиты малоимущих




Митьки всё пишут письмо олигархам...


Скандалу, раскручивающемуся вокруг фонда творческих мастерских, где работают художники и скульпторы, скоро исполнится уже год. Напомним: десятилетиями создатели произведений искусства пользовались помещениями, разбросанными по всему центру города. Сейчас таких объектов у нас более двух тысяч. Именно тут создаются творческие произведения, прославляющие наш город как культурную столицу. Но вот какое-то время тому назад против художников начался буквально крестовый поход. Цель которого очевидна и прямолинейна, как телеграфный столб. В соответствии с новой стратегией КУГИ все помещения, владельцем которых является город, должны приносить максимальный доход. А потому неблагонадежных в смысле платежеспособности художников имеет смысл выселить, а на их место вселить респектабельных граждан, которые будут платить за аренду не по льготным расценкам, как мастера кисти, а по полновесным коммерческим. Художники не раз выходили на митинги, написали массу обращений в самые различные инстанции, а кое-кто даже стращал городские власти новой волной эмиграции. Вчера в Большом выставочном зале Санкт-Петербургского союза художников состоялось открытое заседание правления этой организации, на которое явились представители Смольного. Глава КУГИ Игорь Метельский пытался как-то успокоить представителей творческой интеллигенции. Получилось это, прямо скажем, не очень.
Пообщаться с представителями власти в выставочный зал пришли больше трех сотен художников и скульпторов. Игорь Метельский порадовал их рассказом о том, как сложится судьба творческих мастерских в свете самых последних решений. Ни для кого не секрет, что по Петербургу семимильными шагами идет вторая волна приватизации. Город уже продал свои части акций двух последних крупнейших гостиниц («Москва» и «Октябрьская»), а скоро возьмется за мансарды и подвалы художников.
Сейчас мастерам холста и кисти предлагается заключить договоры аренды на все имеющиеся мастерские. Оплачивать им придется и коммунальные платежи и арендую плату, правда по льготному коэффициенту. Далее, живописцам и скульпторам предлагается внести аванс по арендной плате вперед за... 10 лет. Затем в порядке живой очереди творческие мастерские будут подвержены тотальной приватизации. По закону есть всего один способ передачи такого имущества в частные руки – продажа с торгов, проще говоря – аукцион. А там кто больше дал, тот и выиграл. С учетом того, что большая часть мастерских расположена в Центральном, Адмиралтейском и Петроградском районах, все они – лакомый кусочек для коммерсантов и агентств недвижимости. Из мансарды у станции метро «Василеостровская», где, к примеру, творит известный петербургский живописец Александр Чумашвили, можно сделать отличный пентхаус, который удастся продать за десятки тысяч долларов... Те, кто проплатил арендную плату за 10 лет вперед, при этом сохранят право пользования мастерской на это время. То есть собственником помещения будет победитель торгов, а занимать ее продолжит художник. По истечении же 10-летнего срока хозяин сможет со спокойной совестью выставить живописца на улицу и делать с помещением все, что угодно: хозяин – барин.
На главу КУГИ тут же посыпались вопросы от живописцев. В первых рядах при этом сидели ветераны войны – авторы полотен, посвященных юбилею Победы, которые висели вокруг. (Сегодня открывается традиционная весенняя выставка, подготовка которой шла по ходу заседания.)
– Зачем все это вообще надо? – возмущались ветераны. – Неужели нельзя оставить все как есть!
– Так это же все по вашим просьбам делается. Многие художники сами обращались к нам с желанием выкупить свои мастерские в собственность. Вот мы и пошли им навстречу. А полученные от продажи деньги пойдут на нужды социального обеспечения...
Ответ господина Метельского вызвал бурю эмоций в зале: «Да врете вы все!», «Покажите тех, кто вас об этом просил!», «Какие социальные нужды, если вы все льготы отменили?»
– Безнравственно говорить о продаже мест, где куется творческое наследие нашего поколения! Зачем вы заставляете нас в этом участвовать? – не унимались художники.
– Ну мы же никого не заставляем участвовать в торгах, – продолжал Игорь Метельский. – Это ваше право! А разговор о нравственности тут неуместен.
Далее руководитель КУГИ огласил конкретный список сумм, которые придется готовить художникам. Например, за маленькую мастерскую в старом доме в Центральном районе в год придется платить всего 60 долларов (с учетом понижающего коэффициента по арендной плате). Аванс за 10 лет составит 276 долларов (учитывая набегающий банковский процент за десять лет, который вычитается из общей суммы). Торг на аукционе за такое помещение начнется с 5–8 тысяч рублей. А вот стартовая цена существенно большей мастерской в Адмиралтейском районе составит уже 15–25 тысяч долларов, другой, в Петроградском – 25–40 тысяч.
Такие цифры художников просто убили. Этих денег у большинства из них нет, а банки явно не дадут им кредиты даже под залог картин.
– А как же наша молодежь?! – вопрошали художники. – Теперь что, все художественные вузы закрывать? Ведь выпускникам все равно негде будет работать, они-то уже никак не смогут мастерскую получить!
– При таком положении дел – да, – спокойно согласился Игорь Метельский.

Андрей ИВАНОВ
фото автора