Весенняя лихорадка на кольцевой

28 марта 2002 10:00

Открытый конкурс, на котором должны были определиться новые генеральные подрядчики на строительство питерской кольцевой автодороги, состоялся. Кстати, произошло это вопреки пожеланиям губернатора Владимира Яковлева, который настаивал на проведении закрытого тендера. Две недели назад, 15 марта, закончился срок подачи заявок на участие, а 19 марта экспертная комиссия приступила к вскрытию конвертов. В ближайшие дни официально будут объявлены имена победителей.





Несколько месяцев назад, когда генеральный заказчик работ по КАД «Росавтодор» объявил о начале нового тендера, подрядчики выглядели как обиженные дети, у которых отняли конфетку. Они в соответствии с контрактом должны были работать три года. А выходило - всего лишь год. На самом деле подобное решение полной неожиданностью назвать нельзя. Ведь на заседании юбилейной Госкомиссии Владимир Путин заявил, что на его взгляд цены на подрядные работы значительно завышены. Много сладкого детям вредно. Компании, которые умеют держать нос по ветру, тут же предложили урезать свои сметы. Но чиновничья машина уже набрала ход. Существует, правда, и другая, впрочем, не исключающая первую, версия смены подрядчиков. Говорят, что московские компании сильно огорчились, проиграв во время прошлого тендера все 7 лотов петербургским фирмам. И обещали вернуться...
Пока шли аппаратные игры, «Росавтодор» старательно пытался всех запутать. В феврале было сделано заявление, что работы на Восточном полукольце идут в строгом соответствии с графиком, и к заданному сроку - юбилею города - этот участок КАД будет сдан. При этом даже неискушенному в вопросах строительства человеку, побывавшему на местах проведения работ, становилась очевидна абсурдность этого заявления. К тому же было непонятно: если все так хорошо, зачем менять коней на переправе?
С конца прошлого года начались задержки с финансированием работ. Подрядчики, или веря правительству на слово, или желая проявить свою верноподданность, работ не прерывали. Первым лопнуло терпение у фирмы «Мостотряд-19». Заявление было примерно таким: «С утра деньги - вечером мост через Неву. За свой счет строить, да еще не имея твердых гарантий, что деньги когда-нибудь удастся получить, весьма рискованно».
Министерство транспорта, испытывая острый дефицит средств, решило прибегнуть к небольшому шантажу. Губернатору Яковлеву было предложено оказать помощь в строительстве дороги. Расчет был прост: сдача большинства крупных объектов к 300-летию Петербурга под вопросом. А что-то конкретное губернатор предъявить горожанам должен. Тем более что он лично обещал, что Восточное полукольцо к юбилею откроют. На него московские чиновники и решили переложить финансирование перекладки коммуникаций, выплату компенсаций жителям за снос домов и т. д.
Проходили многочисленные комиссии и совещания, на которых рассматривались «возможные варианты финансирования», но градоначальник делал вид, что не понимает намеков. Бил себя в грудь и гарантировал, что город свою работу - строительство подходов к КАД и возведение развязок - выполнит, что бы ни случилось. Хотя опять же с помощью Москвы: в 2002 году на эти цели центр должен выделить 2,5 миллиарда рублей. Пришлось Москве переходить от намеков к заявлениям в лоб. В телеграмме первого заместителя министра транспорта РФ Игоря Слюняева было без обиняков предложено раскошелиться на КАД городскому бюджету. Губернатор с негодованием отверг подобное бестактное предложение. Занавес...
Итак, итоги тенденра станут известны где-то 29 - 30 марта. Официально зарегистрировано 13 заявок. По неофициальной информации, перераспределение лотов в пользу столичных фирм все-таки произойдет. Но останутся и питерские подрядчики. Кусок пирога, правда, значительно уменьшился: уже сейчас есть решение сократить финансирование работ на 30%. В глазах руководителей компаний исчез прежний блеск. Если все так пойдет и дальше, то, скорее всего, Петербург получит еще один долгострой. Впрочем, нам к этому не привыкать. К примеру, ориентировочные сроки сдачи дамбы уже перенесли с 2005 года на 2008 - 2009-й. И ничего, живем.

Леонид ПАНЧЕНКО
Фото Дениса ВЫШИНСКОГО