«моссовские ньюзы»

28 марта 2002 10:00

Не так давно «Радио России» рассказало о том, что на петербургских улицах провели опрос горожан, чтобы выяснить, как они относятся к идее строительства нового здания Мариинского театра по ультрасовременному проекту американского архитектора Эрика Мосса. Горожане якобы оказались на удивление лояльны, значительная их часть ничего предосудительного в этом не увидела... «Новая газета» решила также провести свой опрос, только обратившись не к прохожим, а к специалистам. Вот одно из мнений.





Представьте - ленинградскую телебашню построили бы как продолжение и «развитие» шпиля Петропавловского собора. Обнесли бы золотой луч «ажурными» металлическими конструкциями и выкрасили полосато: в красное и белое...
Примерно то же ожидает Мариинский театр, если его «расширят» по проекту лос-анджелесского архитектора Эрика Мосса. Нет, старое здание Мариинки не тронут. Сносить будут кое-что поблизости, этак от театра чуть ли не до Новой Голландии, которую, в свою очередь, тоже не тронут. Всего-то - построят на ее территории стеклянный куб высотой 68 метров (с 20-этажный дом).
Напомним: в центре города существуют ограничения по высоте для застройки. Оказывается, Мосса забыли поставить об этом в известность, вот он, не ведая, что творит, и перекидывает в проекте воздушный мостик от старого здания к новому: крытый, стеклянный... для переноски декораций.
Архитектура «мешков для мусора», как образно называет «вспененный» объем нового здания сам автор, протянется до Новой Голландии вдоль Крюкова канала (который предполагается «частично засыпать»), придя в диссонанс с ансамблем знаменитого Никольского собора, который ставит пространственный акцент своей красивейшей четырехъярусной колокольней.
Конечно, Эрик Мосс ничего не слышал о Савве Чевакинском и Василии Баженове, здесь же «безымянно» проходившем практику. Эрику хочется расписаться своим, входящим в двадцатку лучших современных архитекторов, именем. Но, думается, это как раз тот случай, по поводу которого высказался в свое время Леонид Утесов: «Певец хороший для Италии, а для Одессы - «не компот».
Мосс привык разбавлять череду унылых этажерок американских городов архитектурой «сбежавшего молока». И там подобный контраст закономерен. Он сопоставим по «единицам измерения» как сухощавость и полнота: крайний рационализм и рассчитанное безумство.
Но в центре исторической застройки Петербурга подобные фантазии станут не контрастом, а диссонансом к окружающей архитектурной среде. И следующая закономерная ступень развития подобной «гармонии» - кто кого.

Всеволод МЕЛЬНИКОВ, архитектор, член Международного союза искусствоведов
Фото ИНТЕРПРЕСС