Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Танцор в стиле сколы

11 апреля 2002 10:00

С 11 по 16 апреля Музей кино представит свою очередную программу под лаконичным названием «Три фильма»



Петербургский музей кино решил взять небольшой тайм-аут в круглогодичном показе фильмов Фассбиндера. Почти на неделю (с 11 по 16 апреля) питерские синефилы (по-нашему - киноманы) смогут отвлечься от тяжеловесных метаний немецкого духа и насладиться самым легким и страстным из искусств - танцем. В кинематографическом исполнении, конечно.
В кинотеатре «Родина» будет представлена программа с лаконичным названием «Три фильма». Все три картины до боли знакомы и, наверное, так же любимы российскими зрителями. Первым идет «Бал» Этторе Сколы. Что тут сказать... Кто не видел, тот просто обязан посмотреть эту картину, где не говорят ни слова, а только флиртуют и кружатся в танце, ревнуют и мирятся, где полвека французской истории уместились между аккордеоном и электрической гитарой. Сутенеры и фашисты, хиппи и старые девы проводят вечера в небольшом дансинге, а грохот европейской истории, изредка доносящийся с улицы, лишь на мгновения отвлекает их от вечного танца, который и есть жизнь, которая и есть танец.
Следующий фильм - один из шедевров Карлоса Сауры, естественно, «Кармен». Эта картина из триптиха, посвященного танцу фламенко, не совсем заслуженно, на мой взгляд, пользуется наибольшей известностью и популярностью. Сюжет фильма прост и предсказуем: танцевальная труппа ставит балет по новелле Проспера Мериме. Режиссер навертел на фабульный стержень всяких киноавангардизмов, но прелесть картины все равно заключается исключительно в бешеных ритмах фламенко, в страстном рокоте испанской гитары и красивых женщинах. Искусство кино отступает перед стуком кастаньет и каблуков.
Последний фильм из программы резко контрастирует с двумя предыдущими не только потому, что он снят не в старушке Европе, а в Голливуде, но еще и потому, что в данном случае сюжет все-таки имеет первостепенное значение, а танцевальные и музыкальные номера лишь дополняют и комментируют основное действие. «Кабаре» по праву считается одним из самых известных голливудских хитов, потому что там есть и нервный исторический фон (Берлин, 1938 год), и очаровашка Лайза Миннелли, и великолепно переданный угар ночного кабаре.
Если составители программы из Музея кино и хотели сказать что-нибудь многозначительное подобным подбором фильмов, то они потерпели небольшое фиаско. Формальный признак набора картин выявляется мгновенно, и после просмотра вряд ли кому-нибудь придет в голову еще хотя бы одна объединяющая идея. Все это всемирно известные шедевры, которые давным-давно знакомы любому зрителю старше 25 лет. Но не будем горевать по поводу отсутствия сколько-нибудь серьезной концепции, их всегда хватает, а хорошее кино показывают все-таки не так часто.

Юлия ГАВРИЛКО