Речных извозчиков выжмут досуха?

25 июля 2005 10:00

«А с чего это они митинговали? – дама на Аничковом мосту взмахивает зонтиком в сторону рекламного щита, зазывающего на речную экскурсию. – Арендная плата их, видите ли, не устраивает. Вы на цены их посмотрите: прибыльность сказочная, чтоб я в школе так зарабатывала! Да, конечно, здорово, – прокатиться по рекам-каналам, посмотреть на город с необычной стороны; впечатлений – на год. Но ведь и дерут будьте-нате. Жалко, что ли, с таких доходов отстегнуть в городскую казну?..» Акция протеста, проведенная недавно у Смольного речными извозчиками, возымела пусть частичный, но успех: городские власти согласились на переговоры. В пятницу в Комитете по транспортной и транзитной политике прошло совещание между представителями администрации и владельцами малых пассажирских судов.

Чиновники, взимающие плату за пользование пристанями, считают, что мы живем в Венеции. Забывая, что она – Северная




Проблемы начались с приходом 2005-го года, когда у судовладельцев сменился арендодатель: если раньше за использование причалов хозяева катеров и речных трамваев платили «Мостотресту», то теперь, вместо прежней субаренды, они стали иметь дело напрямую с Комитетом по управлению городским имуществом. И оказалось, что рассчитывать на дальнюю перспективу предпринимателям не приходится.
Ссылаясь на то, что занимаемые по десять лет причалы теперь необходимо оформить как отдельные объекты городской собственности (а это процедура не скоротечная), КУГИ отказался заключить договора более чем на 11 месяцев.
Это при том, что 11-месячная аренда для бизнесмена – все равно что отсроченный приговор. Даже при наилучшем рыночном раскладе судно окупается не меньше чем за пять-восемь лет. А ремонт старья обходится едва ли не в четверть стоимости нового. Можете представить себе предпринимателя, который будет спокойно вкладывать деньги в содержание и обновление своего «флота», имея в виду, что текущий сезон может оказаться последним и его попросят от причала куда подальше?
Но другой (и главной) ложкой дегтя стал новый порядок расчета арендной платы.
Суммы и раньше платили отнюдь не символические. Только за то, что плавучая пристань трется боком о набережную около Аничкова моста, коммерсанты ежемесячно выкладывали в виде арендной платы и НДС до полутора тысяч у. е. А теперь, по ожиданиям судовладельцев, арендная плата обещает вырасти минимум в три раза. Причем это не потолок: некоторые спуски могут подорожать раз в семь или восемь.
В КУГИ скачкообразный рост цен отрицают: «анализ показал, что ставки арендной платы практически не изменились, – не более чем на десять процентов», – говорит пресс-секретарь КУГИ Татьяна Просвирнина. Спрашивается, кто виноват, если предприниматели не удосужились вовремя провести обязательную оценочную экспертизу... И теперь, дождавшись штрафных санкций, предпочитают не играть по новым правилам, а бузить на площади перед Смольным? В свою очередь чиновники лишь вырабатывают «форму взаимодействия, соответствующую законодательным нормам и экономической ситуации». Так видят ситуацию в КУГИ.
С плавучей пристани экономическую ситуацию видят по-своему, характеризуя такие десятипроцентные выкладки как «неприкрытое лукавство». Здесь называют иные цифры: в среднем ставки возрастают на двадцать (а где и на тридцать) процентов... Но это цветочки. Главное в другом: вопрос ставится о КРУГЛОГОДИЧНОЙ оплате.
Вот где многократное зарыто удорожание. Если раньше ГУП «Мостотрест», в бытность свою арендодателем, брал деньги лишь за действительный навигационный период (от трех до пяти месяцев в году), то по новому договору оплата начинается уже с конца марта. У кого достаточно фантазии – пусть представит картину. Ранняя весна, снег с дождем вперемешку... По Мойке или Фонтанке, расталкивая льдины, снуют катера с туристами. А в будущем, если устремления чиновников воплотятся в жизнь, аренда станет круглогодичной: работа стоит, а оплата идет. Без снижения ежемесячной ставки.
Рыночную стоимость аренды можно также рассчитывать от лукавого. Все зависит от того, какой спрос берется за основу расчетов, средний или пиковый. Ведь ни для кого не секрет, что в мае и сентябре туристские суденышки отчаливают полупустыми. Да и летом выручка сильно зависит от природных капризов; более-менее плотно загрузить тридцатиместный корабль, выжимая из часовой экскурсии по четыре тысячи рублей (а то и больше – в зависимости от конкретных цен), удается в общей сложности несколько недель. Сама собой лезет в голову старая поговорка о летней страде, когда «месяц год кормит». Накапливать жирок лишь во время мимолетного сезона, – и оплачивать при этом «свой» кусок набережной и зимой и летом, да еще по новым ставкам, – при таком арендном договоре экскурсионная фирма, чтобы не разориться, должна катать Рокфеллеров, а не рядовую публику. Только не толпятся Рокфеллеры на пристани. И в прошлые годы, при старой арендной плате и соответствующих ценах, рейсы (особенно самые дорогие, ночные) иногда приходилось отменять. Как вспоминает один из музыкантов, игравший на корабле компании «Русские круизы», их оркестру не единожды вместо гонорара выплачивали неустойку...
– Наша фирма работает десятую навигацию, – говорит один из предпринимателей, обосновавшихся в центре. – И возможно, последнюю. А ведь зимой, когда вместо субаренды заключали прямой договор с КУГИ, мы ожидали упрощения волокиты и снижения поборов; думали, что без посредников будет легче, но быстро разочаровались. Знаете, сколько сил и средств мы вбили в этот бизнес, который теперь делают нерентабельным?
Проведенные в пятницу переговоры сами по себе ничего не решили: доводы судовладельцев лишь приняты к сведению, теперь слово за губернатором.
Ночной ливень, затянувшийся на несколько часов, смыл всю ожидаемую выручку от экскурсии. Поездкой к разводящимся мостам удалось заинтересовать лишь нескольких человек. Но и им вместо отправления возвращают билеты: извините, господа, для окупаемости нужно набрать хотя бы восемь пассажиров. Не доплатите за недостающих? Сожалеем.
Хозяин кораблика созерцает блестящие от дождя кресла. На понедельник у него намечен визит в КУГИ. Там уточнят, почем фирме будет впредь обходиться эта стоянка...

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
фото ИНТЕРПРЕСС


Официально
Губернатор В. И. Матвиенко относится к позиции владельцев маломерных пассажирских судов как к обоснованной и серьезной. Она считает, что необходимо найти такую модель взаимоотношений судовладельцев с городом, при которой соблюдаются все правовые нормы и в то же время исключается экономическое давление на предпринимателей. Недопустимо создавать такие условия, когда бизнес становится нерентабельным. Напомним, еще до возникновения конфликтной ситуации губернатор неоднократно заявляла, что нельзя допускать резкого повышения арендных ставок для владельцев прогулочных судов. В. И. Матвиенко выразила обеспокоенность тем, что эта история получила конфликтное развитие, поскольку речной туризм в городе – очень важный для города сегмент малого бизнеса, так как он имеет прямое отношение к созданию в Петербурге инфраструктуры отдыха.
В ближайшее время в Петербурге запускается программа развития туризма. Она должна превратить Петербург в одну из ведущих туристических столиц. В. И. Матвиенко считает этот вопрос очень важным, так как речь идет о речном туризме – одном из самых привлекательных видов отдыха для гостей города.
Губернатор дала поручение председателю Комитета по управлению городским имуществом и председателю Комитета по транспортно-транзитной политике в срочном порядке провести переговоры с судовладельцами и исправить сложившуюся ситуацию.
Управление информации администрации губернатора Санкт-Петербурга