Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

У речников две беды: кадры и техника

1 августа 2005 10:00

День ВМФ на гражданском речном флоте тоже отметили, причем заранее и по-своему. Отметили аварией: ранним субботним утром в Троицкий мост врезалось очередное судно.

Троицкий мост перебежал дорогу еще одному танкеру



На этот раз в проход между опорами не вписался танкер «Иркутск», шедший в Петербург из Ярославля. ЧП обошлось для моста без серьезных последствий, – чего, впрочем, не скажешь о судне, у которого повреждена носовая часть. Не поздоровилось и Неве: при ударе через верхние люки выплеснулось, по различным данным, от двух центнеров до тонны мазута, который разлился по палубе и частично попал в воду.
Тонущий танкер отбуксировали ниже по течению, поставив на якорь в тридцати метрах от пляжа около Петропавловской крепости. Разлившийся по палубе мазут вычерпывали ведрами; рядом работали также два судна-нефтесборщика.
Впрочем, собрать весь мазут, попавший в Неву, невозможно: он тяжелее воды и опускается на дно. Не то чтобы экологическая катастрофа – просто еще один удар по реке, и без того отравленной бесчисленными сбросами и утечками. Кстати, еще в советские времена, как вспоминают старожилы Крестовского острова, в устье Малой Невы скопление мазута бывало таким, что купальщикам нередко доводилось вылезать из воды черными по пояс.
Но такого размаха аварийности в былые годы не знали. Количество ЧП возрастает с каждым годом; «Иркутск» – это уже пятый случай за нынешнюю навигацию. Причем еще недавно, 17 июля, под тем же Троицким мостом получили повреждения два танкера компании «Волгонефть». И если предыдущую аварию можно списать на сбой в организации движения (Дворцовый мост был разведен на три с половиной минуты позже положенного), то в последнем случае причины более очевидны: либо техническое состояние, либо человеческий фактор. Либо то и другое вместе.
– В субботнем инциденте повинна неисправность рулевого управления, – предполагает и. о. начальника Управления по ГО и ЧС по Петербургу Леонид Беляев. Впрочем, эта причина напрашивается сама: танкер построен в 1956 году, то есть отходил почти полвека. Не менее древним, кстати, был и сухогруз «Каунас», протаранивший в августе прошлого года опору Литейного моста.
– А чего вы хотели, – поясняют речники. – Если компании-судовладельцы экономят на техническом обновлении и на зарплате, стоит ли удивляться, что по водным путям ползают допотопные корыта, неизвестно кем управляемые? Потому и множится число аварий год от году. Две извечные российские беды; вернее, их своеобразная форма, помноженная на жадность и безответственность.
Что касается ответственности, то в понедельник представителям компании «Альфамарин» предстоит объясняться по поводу происшедшего перед чиновниками из федеральных служб. И если ущерб будет признан серьезным (а помимо загрязнения может еще обнаружиться внутренняя трещина в опоре моста), то разбор дела может перейти в ведение прокуратуры.
Однако серьезные неприятности, угрожающие компании, пока под вопросом. А вдруг хозяева с помощью каких-либо неотразимых аргументов сумеют доказать, что мост внезапно дернулся в сторону, преградив дорогу злосчастной посудине! В «стране чудес» расследования и не такое выявляют.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ