У страха глаза велики-2

1 августа 2005 10:00

«Страхуй все, что только можно!», «Обезопась свои риски – и живи по европейским стандартам!» – призывают нас на каждом углу. Едва научившись говорить, младенцы талдычут стишки, где названия страховых фирм рифмуются со словами типа «блеск» и «респект»; откровения «людей с улицы» о том, как замечательно ездится на застрахованной машине (спится в застрахованной квартире, лечится с полисом добровольного медицинского страхования), не звучат разве что из утюга... «Новая» вольно или невольно добавила в эту реку елея ложку дегтя (см. № 87 за 2004 год), демонстрируя на конкретном примере, как обманывают доверие клиента с помощью глянцевых буклетов и красивого офиса. История получила развитие, и сегодня мы, как и обещали, рассказываем о дальнейших перипетиях этого дела.

Без малого 600 тысяч рублей удалось отсудить у фирмы-страховщика двум питерским потребителям



Напомним вкратце: речь шла о попавшем в ДТП фольксвагене, который хозяйка автомобиля, молодая петербурженка Ольга Филатова*, застраховала (вот уж в недобрый час!) в местном филиале ЗАО «Страховое общество «ЛК-Сити». Сидевший тогда за рулем Олин муж почти не пострадал, а вот машина – увы. Что ж, на этот случай и был оформлен договор на кругленькую сумму, гарантировавший полное возмещение стоимости утраченного имущества.
Казалось бы: страхование оно и есть страхование – в этом его смысл и суть. Какие могут быть вопросы? Но напрасно дожидались супруги у моря погоды. Страховщик, как выяснилось, выполнять свои функции вовсе не собирался. Судебный процесс, который вынуждены были затеять потерявшие терпение клиенты, тормозился всеми возможными способами...
Опуская юридические тонкости, скажем, что справедливость все же восторжествовала. Федеральный суд Выборгского района счел требования пострадавшего семейства правомерными, и недавно Борис и Ольга смогли наконец получить свои законные деньги. И даже с процентами. Ведь с момента аварии к этому времени прошло не трое суток (срок, в течение которого, согласно договору, клиенту должна перечисляться компенсация), а... почти год.
Любопытная деталь: совпадение или нет – вскоре после публикации в «НГ» (вызвавшей, надо сказать, большой резонанс) руководитель питерского филиала «ЛК-Сити» поменялся. А политика фирмы по отношению к клиентам, претендующим на страховые выплаты, стала... как бы это помягче... еще более жесткой.
Так, Константину Кравченко**, которому в сентябре прошлого года не повезло разбить застрахованный мерседес-бенц на областной проселочной дороге, адепты «ЛК-Сити» не просто отказались выплачивать причитающуюся сумму. После его обращения к Фемиде к нему подали... встречный иск.
Не ищите здесь опечатки: да-да, вместо того чтобы защищать клиента от невзгод, подставить ему плечо в трудную минуту (разве не таково кредо страховщика?), этого самого клиента хотели засудить по полной программе.
– Представьте: фирма вдруг надумала через суд признать давнишний договор страхования недействительным, – объясняет юрист Станислав Кушнер. – Мотивируя это тем, что Константин, который управлял машиной и на чье имя она была застрахована, не является собственником транспортного средства. И поэтому якобы не заинтересован в его сохранности.
Превратившийся в груду железа «мерс» и правда по документам числился за Костиным братом Игорем Кравченко, а Костя постоянно пользовался машиной по доверенности. Но, во-первых, почему из этого следует, что Константин своего четырехколесного друга не ценил? Во-вторых, коли страховой договор с физическим лицом, которому данное имущество не принадлежит, нелегитимен – почему менеджеры «ЛК-Сити» таковой заключили?
И главное: почему спохватились именно теперь, когда пришло время платить? А пока люди исправно раскошеливались, отстегивая фирме солидные взносы, – все было в порядке?!
Так или иначе, в любом случае оспорить сделку уже не представлялось возможным: годичный срок, который теоретически был на это отпущен, истек. Кировский федеральный районный суд решил дело в пользу потребителя, а Городской суд оставил претензии «ЛК-Сити» без удовлетворения. На прошлой неделе решение вступило в силу. Глядишь, через месяцок-другой и деньги подоспеют (тоже с процентами)...
Так что, выходит, и с акулами страхового бизнеса можно бороться на равных. Как ни упиралась фирма, а лишилась в общей сложности без малого 600 тысяч рублей. Негоже, конечно, злорадствовать, но при таком отношении к клиентам – видимо, и поделом.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА


*,** Фамилии истцов по их просьбе изменены.