Питер – приморье, далее везде

22 августа 2005 10:00

...«Близкий и далекий Дальний Восток...» – негромко напевает молодой человек, завершая последние приготовления. Впрочем, до восточной окраины бывшего Союза – туда, где, по версии советских анекдотов, «всегда полночь», надо еще добраться. Августовским утром, за полчаса до полудня на Сенатской площади стартовал автопробег «Петербург–Владивосток – 2005».




Возле Медного всадника человек 10–15 водителей и автомехаников (группа поддержки, как они сами себя называют). Большинство участников, одетых в форменные синие и красные спортивные костюмы, – автолюбители со стажем. Но трассу такого масштаба они освоят впервые. Путь пройдет через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Уфу, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Хабаровск. Инвалидные коляски и костыли вызывают не жалость, а скорее уважение: 12 тысяч километров – не шутка.
Валерий Максименко стоит у ограды, курит, ждет отмашки. Рукав куртки – пустой, вместо ноги – протез. Он рассказывает, что катается с 1997 года регулярно, берет с собой сына, до недавнего времени ездил только в пределах родного Красноярского края. По его словам, раньше помогали государственные транспортные льготы. А сейчас и тех нет. На вопрос о том, насколько сложно будет двигаться через всю страну, разводит руками: «А кому сейчас легко».
Руководит автопробегом президент Федерации инвалидного спорта Сибири Георгий Лопатин, в активе которого 650000 километров дорог на машинах различных марок. Главной целью этой акции Георгий, участник ралли-марафона «Париж–Москва–Красноярск – 96», называет «интеграцию инвалидов в социум».
– Отношение к таким, как мы, людям в России – мягко говоря, позор. Каждый день, каждый шаг для человека с ограниченными возможностями – издевательство... Когда-то это должно измениться. Хотя я понимаю, что чем больше страна, тем больше беспорядка. После поездок в Европу возвращаться не хочется.
Специализированная техника для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата – это «Волга», «Соболь», «Соболь-Баргузин», «Газель» (эвакуатор). Они отличаются от обычных тем, что оборудованы автоматическими подъемниками и ручным управлением. Каждая такая машина – штучный товар, индивидуальный заказ. Соответственно, такой транспорт недешев. Приобрести четырехколесных друзей участникам пробега помог Горьковский автозавод – дал 50% скидку. Кроме того, завод выделил 5 автомобилей сопровождения.
К сожалению, подобных акций недостаточно. И вместо индивидуального покроя правильнее было бы перейти на промышленное производство особых авто. Инвалиды все еще надеются на помощь властей.
Нынешняя акция по сути двойственна: с одной стороны – демонстрация специализированной автотехники, проверка ее на прочность в экстремальных обстоятельствах. Но надо и напомнить чиновникам о том, что в России живут не только здоровые люди. Один из переводов слова invalid (англ.) – «неэффективный», «негодный». Эффективность – вот главное качество гомо сапиенс с точки зрения государства. Если человек не шибко производителен, его проще сбросить со счетов. И изолировать – не впрямую, так косвенно. Но даже следуя такой логике, разве не целесообразней было бы создать условия, при которых инвалиды могли бы жить, не ощущая груза болезней в той степени, как сейчас?
Водители, что направились в минувшую пятницу к берегам Тихого океана, по крайней мере на психологическом уровне пытаются обеспечить себе эти условия сами.

Полина БЫХОВСКАЯ
фото Александра БАНЬКОВА