Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Смычки и струны вне закона

25 августа 2005 10:00

Каждый, кто хоть раз бывал в Европе, наверняка видел на улицах Хельсинки и Копенгагена, Брюсселя и Женевы современных менестрелей – уличных музыкантов. Это может быть немолодой француз, негромко напевающий под аккордеон, или чернокожий нигериец, отбивающий жаркие африканские ритмы, или целая дюжина мексиканских индейцев, устраивающая на брусчатке средневековой площади зажигательное шоу с песнями и танцами. Примерно так было и у нас в центре Питера. Но только до недавнего времени. Еще в прошлом году уличных музыкантов сильно поубавилось. Говорят, из-за того, что милицейские поборы стали уж совсем непомерными. А в этом сезоне появилось и вовсе революционное ноу-хау. Уличных музыкантов обвиняют в «незаконном предпринимательстве». И не подумайте, что это фигура речи. Обвиняют вполне юридически, по полной программе: с задержанием, составлением протокола и направлением дела в суд. Говорят, нынче это связано с тем, что губернатор северной столицы Валентина Матвиенко высказалась в том смысле, что с уличными музыкантами «надо что-то делать», ведь они «оскверняют своим видом наш европейский город».

Городская власть разберется с уличными музыкантами?




Одними из первых новшество испытали на себе музыканты фолк-группы Reelroadъ. Вот уже три года ребята (гитара, скрипка, волынка, ударные) выступают на Невском проспекте, в последнее время – у гомеопатической аптеки возле знаменитого универмага «Пассаж». Ни у фармацевтов, ни у службы безопасности известного магазина никаких претензий на этот счет не было. Скорее даже наоборот – ведь музыканты привлекали потенциальных покупателей прямо к дверям «Пассажа». Не возражали и милиционеры. (Впрочем, надо полагать, по вполне прозаическим причинам: не зря же говорят, что у питерских уличных музыкантов даже существует определенный ценник на «дружбу» со стражами порядка.) Но так было лишь до недавнего времени.
В один из августовских дней в поведении милиции произошла неожиданная метаморфоза. Как рассказал «Новой» руководитель Reelroadъ Алексей Белкин, события развивались так. Постояв какое-то время в стороне, понаблюдав за тем, как прохожие бросают мелочь в чемоданчик исполнителей, стражи порядка объявили музыкантам, что они задержаны за незаконную предпринимательскую деятельность, и препроводили их в ближайший участок.
В 79-м отделе милиции составили протокол об административном правонарушении, который передали в Куйбышевский федеральный суд. Причем главным обвиняемым стал скрипач Дмитрий Шехардин (у остальных тогда просто не оказалось при себе документов). Его преступление заключается в том, что он (дословно) «играл на скрипке за деньги».
Так что теперь скрипач обвиняется по статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)). 16 августа он должен был предстать перед судом, но заседание перенесли на 23 сентября.
Кстати, это уже не первый случай, когда питерские менестрели предстают перед Фемидой. Ранее точно так же под суд угодил музыкант Вадим Нахимов, выступавший перед прохожими в центре города. Тогда суд полностью оправдал исполнителя. Спасительный для него довод оказался гениальным: никаких денег на улице музыкант не зарабатывал, мелочь, брошенная в его шапку, – добровольные пожертвования граждан. Именно поэтому исполнители из Reelroadъ также не собираются бегать от правосудия и надеются добиться в суде справедливости.
Впрочем, ситуация все равно остается загадочной. Ведь, как говорят юристы, предпринимательской деятельностью по определению (которое дано в Гражданском кодексе РФ) является лишь «деятельность, направленная на систематическое получение прибыли». Говорить же об извлечении прибыли (да еще систематической) на уличных концертах просто абсурдно. Выходит, то ли стражи порядка перебдели, то ли они действовали в соответствии с определенной ориентировкой со стороны Смольного?
– Чем же мы так не угодили Валентине Матвиенко? – недоумевает Алексей Белкин. – Ведь она даже выходила на одну с нами сцену на пивном фестивале этого года.
Правда, сами исполнители соглашаются с тем, что проблема уличных музыкантов действительно существует.
– Нужно разделять профессиональных музыкантов и попрошаек, которые что-то орут и стучат по пустым банкам, – говорит Алексей. – Но, с другой стороны, кто может лишить их права на самовыражение? Не создавать же, в самом деле, художественную комиссию, которая будет проводить предварительные прослушивания и решать – кому можно играть на Невском, а кому нет. Очень уж это смахивает на то, что творилось в свое время в СССР...
Впрочем, мало ли сегодня в нашей жизни такого, что смахивает на прежние времена? И стоит ли при этом удивляться, что уличные музыканты могут не вписаться в нынешние реалии, скроенные по лекалам сегодняшних руководителей?

Андрей ИВАНОВ, Николай ДОНСКОВ
фото из архива