Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Эх, майна-вира

25 августа 2005 10:00

Чем ближе к заветной дате, тем жарче страсти вокруг петербургского Морского порта. Напомним (см. «НГ» № 60), в ближайший вторник в северной столице должна начаться бессрочная забастовка докеров: никак не может местное профсоюзное руководство прийти к согласию с работодателем относительно заключения новых коллективных договоров. Ни формат, ни масштабы акции до сих пор не определены, зато количество брифингов, которые противостоящие стороны проводят строго раздельно, обличающих выступлений на радио и телевидении – перевалило уже все разумные границы. Информационный поток между тем, дойдя до линии насыщения, так и не дал ответа на главный вопрос: кому это выгодно?

То вверх, то вниз скачет общественное мнение: объявившие забастовочную готовность докеры говорят одно, топ-менеджеры и профсоюзные боссы рисуют ситуацию в отдельно взятом порту с точностью до наоборот




Порт замрет? Или стихнут страсти?


Версии множатся, как грибы после радиоактивного дождя. Так, по оценке Комитета солидарных действий с профсоюзом докеров, созданного на днях, «в том, чтобы сломать портовых рабочих, заинтересованы все крупные работодатели города, независимо от формы собственности».
– Если удастся поставить на колени ребят в порту – так же поступят и с нами со всеми, – объясняет представитель Свободного профсоюза работников ГУП «Водоканал» Сергей Брюховиченко.
Заметим, по уверению руководителей порта, ломать они никого не собираются – боже упаси, а профсоюзная верхушка, с их точки зрения, «не имеет достаточного морального права подталкивать людей к протестным действиям», ибо и рабочие, и сами профсоюзные боссы на фоне остальных народных масс живут очень неплохо, местами же просто прекрасно.
Вообще по целому ряду позиций стороны расходятся полярно – словно речь о разных материках. Например, по данным местного Портового комитета Российского профсоюза докеров, борьба идет за стабильные заработки и их защиту от инфляции. При этом генеральный директор одной из стивидорных (погрузочно-разгрузочных) компаний, ЗАО «ЧСК», Виталий Мишин, развернув ведомость, называет цифры: от 31 до 43 тысяч рублей в месяц – не считая сверхурочных и премиальных. Столько получают последнее время докеры. (Справедливости ради добавим: не участвующие в «итальянской» забастовке, которая, то стихая, то возобновляясь, продолжается в порту с конца июня).
— Мы предлагаем профсоюзным лидерам зафиксировать минимальный размер оплаты труда и совместно разработать механизмы ее индексации, – добавляет генеральный директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Сергей Челядин.
Другое дело, что руководство порта намерено пересмотреть прежние нормы выработки и привести их в соответствие с реальной производительностью, которую демонстрируют докеры. И то правда: что это за норма, если ее можно изо дня в день выполнять на 250–300 процентов? Есть тут, похоже, какой-то подвох...
Опять же профсоюз докеров, по информации его адептов, озабочен усиливающейся, ничем не компенсированной вредностью и малокомфортными условиями труда в порту. По мнению же администрации, для рабочих здесь – курорт.
– В Португалии, в Голландии, когда я рассказывал, какие у наших докеров раздевалки, спортзалы, сколько мы им выдаем комплектов спецодежды, гарантирующей безопасность обуви, – тамошние аборигены только глазами хлопали от изумления, – вспоминает исполнительный директор порта Борис Ослан. – Для них это немыслимо! Не говоря уж о нашем социальном пакете, о страховках. Назовите мне хоть одно предприятие, где работнику, получившему травму, начиная с 11-го дня заболевания начисляют по три тысячи рублей в день?
Тем временем Комитет солидарности с портовиками, куда кроме представителей профсоюза ГУП «Водоканал» вошли летчики, стюардессы, Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников, объединенный профсоюз ГУП «Топливно-энергетический комплекс», – анонсирует собственную программу действий. Скажем, метод, уже успешно опробованный коллегами из Шереметьево и повторенный затем в компании «Финэйр»: по словам председателя Петербургского профсоюза бортпроводников Валентины Ворониной, «когда 700 человек одновременно берут больничный лист, работодатель волей-неволей идет на попятный».
Готовы дружественные докерам профсоюзы и к более жестким мерам, вплоть до полного блокирования порта. Как заявляют руководители упомянутого комитета, у них есть все необходимые рычаги, чтобы отрезать портовую администрацию от внешнего мира: отключить связь, воду, электричество и т. д. Любопытно, что предупредительную акцию солидарности сочувствующие активисты профсоюзного движения планировали провести еще в минувшую пятницу. Все было серьезно: составлены списки, заказан автобус, который должен был доставить пикетчиков к воротам порта...
– Но поздно вечером в четверг мне позвонили из Портового комитета, – рассказывает один из лидеров профсоюза ГУП «ТЭК» Игорь Сергеев, – и попросили не приезжать: у них-де наметились позитивные подвижки в диалоге с работодателем, и мы со своим мероприятием немножко не в тему. Что ж, пришлось всю ночь оповещать товарищей, давать отбой...
Вместе с тем все громче звучит версия о том, что скандал раздувается искусственно, и что делается это с подачи (и возможно на средства) «группы Южилина», которая тесно связана с ЗАО «Первый контейнерный терминал» – одной из компаний, входящих в «Морской порт Санкт-Петербург». Напомним, имя нынешнего депутата Госдумы Виталия Южилина прочно ассоциируется с лихтенштейнским офшором Nasdor, которому на протяжении ряда лет принадлежал контрольный пакет акций петербургского порта и большинства дочерних стивидорных компаний. Год назад пакет, о котором речь (и, по сути, право распоряжаться в порту), был продан датской компании Jysk Staalindustrie ApS – как утверждают, близкой к Новолипецкому металлургическому комбинату и «группе Владимира Лисина». Злые языки утверждают также, что сделка осуществлялась не от хорошей жизни – якобы у продавцов на тот момент возникли большие проблемы... И якобы теперь весь сыр-бор – из-за противоборства между «группой Лисина» и «группой Южилина»: последняя, мол, хочет вернуть утраченные приоритеты.
Так это или нет, в директорате Морского порта не сомневаются, что противоречия у них вовсе не с коллективом.
– Конфликт есть с профсоюзными боссами, – подчеркнул вчера г-н Челядин. – Эти люди борются за власть.
За власть? Или за шесть-семь миллионов рублей, которые выделяются ежегодно на нужды профсоюза?..
А забастовка, может, еще и не состоится. Кто-то договорится с кем-то. Кто-то от кого-то получит откат. Америки здесь не отроешь; из фильма в фильм, из страны в страну кочует набивший оскомину сценарий о буднях нерядовых трейдеров: интриги, подкуп, предательство, разочарование. Что ж – хотя бы в этом мы приблизились, наконец, к мировым стандартам.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС