Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Восемь с половиной

25 августа 2005 10:00

В девятый раз за семь лет депутаты Законодательного собрания попытаются выбрать уполномоченного по правам человека, традиционно называемого омбудсменом. Восемь предшествующих попыток ни к чему не привели. Нет никаких гарантий, что девятая окажется успешной...

Появится ли в Питере омбудсмен с девятой попытки?



Термин «права человека» только за последние 15 лет перестал считаться зловредным изобретением Запада, глубоко чуждым самому передовому в мире социалистическому строю. Впрочем, диссиденты грустно шутили, что в нашей стране не нарушаются права человека, потому что у человека в нашей стране вообще нет никаких прав.
С приходом «демократической весны» ситуация изменилась – уже в 1990 году была образована комиссия по правам человека в Верховном Совете России (ее возглавил Сергей Ковалев) и в Ленсовете (ее председателем стал Юлий Рыбаков). Обе комиссии, однако, канули в Лету вместе с представительными органами осенью 1993-го, и с тех пор с защитой прав человека, что называется, есть проблемы...
Один из способов ее решения в 1995 году предложил Анатолий Собчак – назначил уполномоченного по правам человека в Петербурге своим распоряжением и сделал его членом городского правительства. Пост занял Вадим Косарев, но никакого эффекта это не дало и дать не могло. Недаром во всем мире омбудсмены избираются парламентами, и такой порядок принят далеко не случайно. Ведь нарушителем прав граждан в большинстве случаев оказываются структуры исполнительной власти. Говорить же о независимом контроле администрации со стороны уполномоченного, входящего в ее же структуру, мягко говоря, трудно.
После Собчака Владимир Яковлев пошел другим, хотя и похожим путем: создал при себе комиссию по правам человека. Ее председателем стал известный писатель Михаил Чулаки (трагически погибший два года назад). Но обнаружить какие-либо следы работы комиссии – по тем же причинам, что и в первый раз, – было чрезвычайно сложно.
В 1998 году, после долгого обсуждения, Законодательное собрание приняло закон о петербургском омбудсмене – в целом вполне соответствующий европейским стандартам. И тут же была предпринята первая попытка его избрать. Но неудачная – что, может, было и к лучшему: ведь главный претендент – депутат ЗакСа Евгений Истомин в свое время был уволен с должности главы администрации Петродворца за грубые нарушения прав граждан.
Затем была двухгодичная пауза: вначале ЗакС проводил собственные выборы, потом выборы губернатора, потом депутаты выбирали председателя... В итоге к выборам омбудсмена вернулись лишь осенью 2000 года. Но и второму созыву так и не удалось избрать уполномоченного. Несколько раз проводили «мягкое» рейтинговое голосование, отбирали двух претендентов для второго тура, и на этом спотыкались, потому что в финале ни одному из них (в том числе таким известным людям, как Николай Гиренко и Александр Щелканов) ни разу не удалось набрать необходимое количество голосов. Ближе других к избранию за это время подошли экс-депутат Госдумы Юрий Нестеров и тележурналистка Юлия Лаврова, но и им не удалось преодолеть барьер в 25 голосов, необходимый для победы.
В третьем созыве все повторилось. В конце 2003 года, правда, казалось, что у правозащитника и депутата ЗакСа двух созывов Леонида Романкова, которого выдвинули «Мемориал» и Союз ученых и поддерживали СПС и «Яблоко», есть шансы занять этот пост. Но к тому времени в Мариинском дворце уже властвовала «Единая Россия», а губернатором была Валентина Матвиенко, выдвинувшая в омбудсмены... председателя смольнинского комитета по взаимодействию с органами государственной власти и МСУ Нину Шубину, которая большую часть жизни проработала в собесе и в правозащитной деятельности как-то не была замечена.
Эффект, впрочем, оказался неожиданным: ни Романков, ни Шубина не попали даже во второй тур, а финалистами оказались депутат ЗакСа второго созыва Анатолий Панченко и адвокат Игорь Луконченко. Но в финале оба они тоже не набрали нужного числа голосов. При следующей попытке выборов Романков попал-таки в финал – вместе с заместителем председателя Горизбиркома Дмитрием Краснянским, но второй тур снова закончился «нулевым вариантом»: никто не был избран...
Последняя по времени попытка избрать омбудсмена имела место в прошлом году, но провалилась в самом начале: депутаты даже не приняли решение об очередном выдвижении кандидатур. Почему? Не секрет, что избрание уполномоченного с самого начала рассматривалось многими депутатами не как вопрос выбора главного правозащитника по профессиональной и человеческой пригодности, а как вопрос для межфракционного торга.
И вот – новая, девятая попытка: проект решения ЗакСа о начале выдвижения кандидатов в городские омбудсмены внес лидер фракции «Партия жизни» Олег Нилов. Известно, что эта фракция давно стремится провести на пост омбудсмена своего кандидата – им является депутат ЗакСа, профессор Ватаняр Ягья, – и уже не раз вела с другими фракциями переговоры на сей счет.
Правда, сейчас Олег Нилов говорит, что «особых договоренностей между депутатами по поводу внесения данного проекта постановления не было, однако всем понятно, что решение вопроса об избрании уполномоченного не может быть больше затянуто». Наверное, это так и есть – множество граждан вот уже много лет ждут, когда появится тот, к кому они смогут обращаться за защитой своих законных прав. Кстати, когда-то Петербург был своего рода первопроходцем создания этого института, а теперь – плетется в хвосте: уполномоченные по правам человека давно избраны даже в регионах, никогда не отличавшихся особой прогрессивностью.
Понятно, впрочем, что в сегодняшней политической конфигурации вопрос об избрании омбудсмена в первую очередь упирается в губернатора. «Команды не было», – признавались в свое время депутаты от «Единой России», объясняя свое нежелание заниматься этим вопросом. Мол, Валентина Ивановна еще не определилась, кто ей нужен в качестве омбудсмена.
Что же, если этот фактор так и останется определяющим, Петербург может еще долго не иметь своего главного правозащитника. Ведь с точки зрения исполнительной власти, омбудсмен – это только дополнительная головная боль.

Владимир МАКСИМОВ