Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мирские проблемы святого острова

29 августа 2005 10:00

Неделю назад в месте паломничества православных христиан – на острове Валаам прошли грандиозные торжества. Патриарх Алексий, являющийся, кстати, номинальным настоятелем обители, освятил восстановленный Спасо-Преображенский собор в присутствии высокопоставленных светских гостей – от губернаторов соседних регионов до министра обороны Сергея Иванова. Торжества выпали на широко отмечаемый Яблочный спас. Чиновники в пиджаках с умилением ели освященные патриархом яблоки, а затем долго рассматривали новый колокол «Апостол Андрей», подаренный монастырю взамен разбитого в годы Советско-финской войны... Корреспондент «Новой» побывал на святом острове в эти памятные дни. Но представшая перед его глазами картина оказалась не столь уж радужна. Объясняется это тем, что уже много лет на Валааме идет противоборство между обитателями монастыря и мирянами, населяющими остров.

Полтора десятка лет на Валааме продолжается противостояние служителей культа и мирских обитателей острова




14 декабря 1989 года на Валаам приехали шестеро первых за полвека запустения представителей церкви. Посиневших от холода монахов местные жители встречали хлебом-солью. Они не подозревали, что через полтора десятка лет их отношение к монастырским насельникам может коренным образом измениться. Причина предельно проста. Монастырь пытается установить свои правила на всем острове, с чем не хотят соглашаться островные аборигены.
Еще на теплоходе, который идет до Валаама с Большой земли, желающие могут ознакомиться с книжицей, весьма детально описывающей историю острова. Вполне понятно, что книжка писалась с учетом сегодняшней конъюнктуры и к реальности имеет опосредованное отношение. В частности, там утверждается, что первые мирские жители появились на острове только в 1940 году, после установления на Валааме советской власти. До этого остров в суровой Ладоге на протяжении столетий якобы целиком принадлежал церкви, мирских жителей там не было совсем. После 1917-го остров отошел к Финляндии. А после Советско-финской войны он стал советским, и церковная жизнь на Валааме умерла. И как раз тогда там появились миряне.
С такой исторической трактовкой согласны не все. И все же факт остается фактом – при советской власти монастырь пережил полное падение, а через шесть десятков лет – постепенный взлет. После того как святой остров без боя оставили финские войска, монахи решили не дожидаться прихода Красной армии. Собрав свои святыни, они ушли по льду в Финляндию. Там основали Нововалаамский монастырь, который живет и здравствует поныне.
В старом же монастыре после войны власти основали Дом ветеранов и инвалидов. Уже в те годы его поминали не особенно добрыми словами. Туда свозили тех, кто больше всего пострадал на фронтах – изуродованных калек. На уединенном острове их просто спрятали подальше от глаз народа-победителя. А впоследствии в бывших монастырских постройках и рядом с ними появились квартиры для простого люда, баня, больница, детский садик, школа – словом, все, что необходимо для жизни.
Сегодня светское население Валаама превышает три сотни человек (монастырских обитателей вдвое меньше). Половина из мирян при этом живет фактически прямо в монастыре. Их квартиры расположены рядом с монашескими кельями, и каждый день в четыре утра они просыпаются под звуки колокола, зовущего духовенство на утреннюю молитву. Остальные живут за монастырскими стенами, во множестве построек, разбросанных на острове.
Островитяне трудятся в лесхозе, больнице, обеспечивают работу электростанции, природного парка и метеостанции. До сих пор они «благодарны» Борису Ельцину, который, приехав на остров на один день, выпил водки и распорядился отдать исторические здания монастырю. Причем вместе с людьми, которые там жили и о судьбе которых никто просто не подумал.
Тут-то и наступили в жизни островитян кардинальные перемены. Ведь со своим уставом, как известно, в чужой монастырь не лезь. А валаамский устав суров: он запрещает не только курение и употребление спиртного, но даже лов рыбы, сбор грибов и ягод, разведение костров в лесу и много чего еще. И получается, что люди, от монашества весьма далекие, но по воле судьбы живущие в монастыре, этим запретам поневоле обязаны подчиняться.
Жителям острова также настойчиво предлагают переехать на материк, освободить монастырские помещения. Сперва духовенство в доле с местной администрацией построило для этого один жилой дом в Сортавале, а затем, уже самостоятельно – еще один.
По словам заместителя директора Валаамского природного парка Сергея Недоширина, переехать туда согласились около двухсот человек.
– Но большинство из них потом раскаялись в том, что согласились на переселение, – рассказывает Сергей Анатольевич. – Ведь те, кто вырос на острове, оказались не слишком приспособлены к жизни на Большой земле. А кроме того, в Сортавале самый высокий уровень безработицы по региону. Какой выход у людей, которым нечем заняться и которые чувствуют себя пришлыми чужаками, – спиться?
Ну а те, кто остался на острове, тоже оказались не у дел: хоть и не по своей воле, но живут вроде как в монастыре, а воспринимаются там явно как существа инородные.
А время берет свое. Архаичная монастырская жизнь под влиянием стремительно меняющегося внешнего мира тоже переживает крутые перемены. Вот, например, автомобилизация. До определенного момента автотранспорта на маленьком острове не было совсем. В любое время и туристы, да и местные жители могли свободно гулять по тихим дорожкам, наслаждаясь чистейшим воздухом. Теперь на проселочных дорогах наблюдается самое настоящее броуновское движение. Без всяких правил по острову площадью 28 квадратных километров гоняют больше полусотни машин с питерскими и карельскими номерами. Между скитами и пристанью ходят маршрутные такси, а высшее духовенство рассекает островное пространство на новеньких иномарках, подаренных богобоязненными авторитетными предпринимателями.
Монастырь начал осваивать такие сферы жизни, что не имеют ни малейшего отношения к религии. Например, охота. Еще в начале 1990-х на Валааме появился природный парк, в котором был полностью запрещен отстрел животных. В таких условиях они там отчаянно плодились, к тому же переходили на святой остров по зимнему льду. По словам Сергея Недоширина, в холодное время года голодные волки буквально загоняют лосей с материка на остров. Лосей образуется явный переизбыток. Чтобы прокормиться, они подчистую уничтожают всю растительность. Из-за этого пришлось принять решение о сокращении поголовья, даже создали специальную бригаду по отстрелу животных, лосятина при этом шла в школу, детский сад и местный магазин.
В последнее время в этом промысле также наметились перемены, к чему приложила руку монастырская братия. Служители культа принимают участие в подготовке охоты, сам же отстрел производят... ВИП- гости монастыря. Так, в последний раз на сохатых ходили прилетевшие на богомолье на вертолете руководители Росвооружения.
Высокопоставленные гости прибывают на Валаам постоянно. (Кстати, в свое время великие князья и царствующие особы дома Романовых тоже были частыми посетителями Валаамского монастыря.)
Последние три года туда регулярно ездит Владимир Путин. На острове даже появилась своеобразная примета: начался сенокос – значит, приедет президент. За несколько дней до прилета ВВП близ монастыря скашивается вся зелень, дабы в ней, не дай Бог, не укрылся террорист.
Кстати, островитяне, которые частенько видят президента, решили обратиться к нему со своими бедами. Написали письмо, в котором жаловались на монастырь и на многочисленных паломников, от которых им житья не стало. Под петицией подписалась половина мирского населения Валаама. Ответа на свое воззвание островитяне так и не получили, зато в местной администрации начались активные поиски тех чиновников, кто способствовал появлению бумаги.
Впрочем, жаловаться на монастырь Владимиру Владимировичу было явно бесполезно. Сейчас специально для него на острове ведется строительство ВИП-резиденции, которая носит характерное название «Владимирский скит». Большой участок рядом с резиденцией патриарха Алексия «Иванов хутор» уже закрыт от глаз забором.
Зато другой объект, имеющий к Путину самое прямое отношение, могут увидеть все.
В конце июля у Никольского скита пришвартовалась бывшая яхта президента «Паллада». СМИ (в том числе и «Новая») об этом шедевре кораблестроения длиной 31 метр и стоимостью 4 миллиона долларов писали не раз. Роскошную яхту у Управления делами президента выкупил «Лукойл». Он же и передал судно в дар Валаамскому монастырю. По благословению патриарха «Палладу» переименовали во «Всецарицу», однако буквы старого названия закрасить еще не успели.
В Ладогу яхта практически не выходит. По словам послушников, дежуривших на пристани, катать на ней будут лишь ВИП-гостей. Тех самых, перед чьим приездом начинается сенокос. Выходит, кораблик вернулся к прежнему хозяину.
Судно простого паломника Владимира Владимировича Путина охраняется соответственно. Никто не возражал против того, чтобы люди смотрели на яхту с пристани и даже фотографировались на ее фоне, однако едва я встал на трап и сделал несколько шагов вверх, как рядом оказались несколько охранников, сообщивших, что дальше ходить нельзя...
В самое ближайшее время борьба светского и церковного мира на Валааме примет новый поворот. В те самые праздничные дни руководство Карелии сообщило, что до конца года передаст в собственность монастыря здание зимней гостиницы – последний исторический объект, оставшийся за мирянами. Последствия такого решения могут завести далеко. Собственно, гостиница в том самом здании занимает половину второго этажа. Еще там расположены школа, в которой учится 50 детишек, магазин, снабжающий жителей острова продуктами, квартиры.
Новый виток переселения островитян на материк при этом неминуем. Ликвидация школы изгонит с острова семьи, имеющие детей. Остальных, скорее всего, попытаются выселить другими методами – например, через суд. В Сортавале уже разбираются иски монастыря к тем, кто не хочет освободить помещения в Красном скиту.

Андрей ИВАНОВ
Фото автора