Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Уходят докеры с причала

1 сентября 2005 10:00

То, о чем так долго говорили (см. «НГ» № 60, 62), наконец свершилось: третий день бастуют докеры в Петербургском морском порту. Пестрят подходящей моменту терминологией заголовки в лентах новостей: «рейд», «трейдер», «стачка»... Последнее, впрочем, едва ли уместно - мероприятие готовилось с июня, и стихийным его уж точно не назовешь, а любители погорячее будут и вовсе разочарованы: обещанная было блокада порта отменяется. После цикла изнурительных совещаний забастовочные комитеты выбрали для своей акции умеренный плановый вариант.

Питерские докеры бастуют. Родится ли среди портовиков российский Лех Валенса?




У ворот порта. В поддержку докеров


Итак, начиная со вторника каждая участвующая в забастовке погрузочно-разгрузочная бригада, в зависимости от продолжительности смены, прекращает работу на один или на полтора часа в день. В Смольном этой ситуацией весьма озабочены: ведь если даже прямые материальные потери окажутся не столь велики, имидж северной столицы России как инвестиционно привлекательного объекта неизбежно пострадает. Не стоит забывать и о том, что городу сегодня принадлежит около 29% акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», и по некоторой информации в ближайшее время этот пакет намеревались продать. Теперь, с учетом разразившегося скандала, котировки акций падают. И снова звучат обвинения, что, дескать, «кто-то стремится нарочно развалить порт».
При этом наиболее радикальные политики и представители общественности требуют не только не отдавать акции, являющиеся собственностью города, а наоборот, выкупить еще часть у «группы Лисина», чтобы она не владела больше контрольным пакетом и не могла распоряжаться в порту.
– Этих людей вообще надо гнать из Питера! – энергично выразился позавчера консультант местного Портового комитета Российского профсоюза докеров профессор-экономист Михаил Попов.
На таком фоне депутат Госдумы Олег Шеин пошел еще дальше: он призывает к национализации питерского порта.
А тем временем вечером 30 августа возле Межевого канала, у главных ворот Морпорта, прошел митинг солидарности с бастующими докерами. Адепты дружественных тред-юнионов, лидеры оппозиционных движений и партий выступали со словами поддержки и благодарности. По единодушному мнению, портовики сегодня «стали пионерами в большом общем деле». То и дело ораторы возвращались к истокам польской «Солидарности», четвертьвековой юбилей которой отмечают как раз в этом году. Многие искренне верят, что в недрах нынешней забастовочной кампании рождается «наш Лех Валенса» образца 2005 года.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Александра БАНЬКОВА


Кстати
В Министерстве транспорта РФ, напротив, конфликтом на крупнейшем портовом предприятии Северо-Западного региона обеспокоены мало. По оценке главы министерства Игоря Левитина, забастовка никак не повлияет на грузооборот, не существует и опасности остановки производства. Аналогичной позиции придерживается директорат порта.

Мнения
Михаил Дружининский, глава Конфедерации рабочих профсоюзов:
– Что касается профсоюзной верхушки докеров, то у меня к ним отношение двойственное. С одной стороны, методы борьбы, которые они используют, – в этом они идут впереди всех, и здесь можно только аплодировать. Настоящий европейский уровень. Вместе с тем, по-моему, они преследуют прежде всего какие-то свои цели. Вероятно, существует сговор либо с частью собственников порта, либо с кем-то из политиков, либо все это переплетено.
Александр Харланов, докер-механизатор, участник забастовочного комитета ЗАО «ВСК»:
– Нам много раз говорилось неофициально, со стороны хозяев компании: убытки, да, но ничего, мы потерпим, у нас столько денег... Что ж, мы с товарищами тоже потерпим, хотя, естественно, потеряем в заработке.
Ольга Курносова, литер петербургского отделения Объединенного гражданского фронта:
– Позиция портовых профсоюзных боссов мне не очень понятна. Вот даже во вторник, на митинге поддержки, глава Портового комитета Александр Моисеенко высказался в таком духе, что, мол, спасибо, конечно – но вроде как они нас и не звали... В то же время, если им удастся добиться чего-то существенного – это будет огромная победа для всех. Стране сейчас как воздуха не хватает мощного независимого профсоюзного движения.