Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Если у них нету дома...

12 сентября 2005 10:00

«Мы смотрим на них, они смотрят на нас» – так называется выставка, открывшаяся в галерее «ГЭЗ-21» Арт-центра «Пушкинская 10». Это – три взгляда на жизнь детей улицы: архивные снимки 20–30-х годов прошлого века, работы современных фотографов и, наконец, снимки, сделанные самими героями выставки, беспризорными детьми.

В Петербурге проходит вернисаж беспризорников




– С фотоаппаратом ребята чувствовали себя довольно уверенно, – рассказывает куратор выставки Екатерина Водопьян. – Особенно мальчишки увлеклись, а один из них вел себя прямо как завзятый фотограф из глянцевого журнала – подбегал, отбегал, приседал. Технические погрешности, конечно, есть, но некоторые ребята очень удачно выстраивали снимки композиционно. Сначала мы хотели объяснить им, как надо фотографировать, провести мастер-классы, но они нас не слушали. Они вообще нерегулируемые существа – мы пригласили на выставку всех шестерых детей-фотографов, обещали угощения, но пришла одна только Маша.
На снимках, сделанных подростками, в основном их приятели, охотно позирующие перед камерой. Кто-то фотографировал цветы, деревья. «Они с вывернутыми корнями, их так жалко», – говорит Маша.
С вывернутыми корнями... Эти дети живут рядом с нами и – в то же время – как будто в параллельном мире. Мы мало что знаем о них. Вернее сказать, почти ничего: они нюхают клей, выпрашивают мелочь у киосков, ночуют в подвалах... – вот, пожалуй, и все. Сломанные, искореженные судьбы детей, слишком рано повзрослевших и переживших тяжкие испытания. У кого-то нет родителей, у других есть, но такие, что, наверное, лучше бы их и не было вовсе. Они не могут (не хотят) жить в приюте или детском доме, учиться или работать. И дом, и школу, и работу – все это им заменила улица. И им от этого уже не отвыкнуть...
«Мы смотрим на них, они смотрят на нас» – эта выставка отличается от многих подобных «социально-культурных» акций тем, что здесь нет никакого сюсюканья и умиления. Авторы честны с нами, почти каждый снимок безмолвно кричит о простой и страшной истине: у большинства этих детей нет будущего. Одна из самых ярких работ профессиональных фотографов – снимок Максима Шера, на котором мальчик надувает воздушный шарик. Шарик, который ассоциируется с непременным атрибутом жизни беспризорных – пакетом с клеем и одновременно символизирует пустоту их жизни.
Инициаторы «беспризорного вернисажа» – Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям» одновременно собирают деньги на социальную квартиру – место, куда уличные дети смогли бы прийти помыться, поесть, отдохнуть. А в последний день сентября, в день закрытия выставки, юным авторам лучших работ подарят фотоаппараты. Пригодятся ли они в их неустроенной жизни, изменят ли ее к лучшему?

Дмитрий КРЕЧЕТОВ