От каждого - по потребностям... связистов

3 октября 2005 10:00

С минувшей субботы подорожал телефон. Приказом Федеральной службы по тарифам установлены новые расценки для Петербургской телефонной сети (филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»). Раньше абонентская плата за индивидуальный телефон в Петербурге составляла 170 рублей в месяц, теперь – 200.



Повышение коснулось не только города на Неве, но всего Северо-Запада – от Коми до Калининграда. Как бодро сообщает пресс-служба ОАО «СЗТ», средства, полученные от увеличения тарифов, «будут инвестированы в развитие и модернизацию сети, что позволит компании решить проблему телефонизации региона, частично ликвидировав очередь на установку телефонов, а также расширить спектр и повысить качество предоставляемых услуг».
Нетрудно подсчитать, что в Петербурге тарифы выросли на 17,6% – при официально заложенной в бюджет 8,5-процентной инфляции. Год назад, 1 октября, проходило предыдущее повышение – тогда телефон подорожал со 130 до 170 рублей в месяц. Итого – 70 рублей «добавки» за два года, то есть 54% роста. Инфляция за эти же два года составила 19,3%. Вероятно, именно этим «опережающим ростом тарифов» связистов и объясняется очень даже неплохое экономическое положение СЗТ.
Вот данные с интернет-сайта компании: в 2004 году выручка филиала «Петербургская телефонная сеть» выросла на 13,6% и составила 6,8 миллиарда рублей. О размерах прибыли и рентабельности нам не сообщают, но, судя по интерьерам СЗТ на Большой Морской и иномаркам, которые припаркованы у офиса компании, с этим тоже все в порядке.
Интересовалась ли уважаемая Федеральная служба по тарифам, насколько обоснованны претензии связистов на очередное повышение платы? Сайт указанной службы скромно сообщает, что в ФСТ России поступило обращение ОАО «Северо-Западный Телеком» об изменении тарифов, и что СЗТ предлагал увеличить их на 20,1%, а правление ФСТ, «учитывая сложившийся уровень тарифов на предоставление местного телефонного соединения и себестоимость», решило ограничиться повышением на 17,6%. Никаких данных о независимой аудиторской проверке экономического положения связистов в решении правления не приводится.
Конечно, если закрыть глаза на включение в себестоимость любых затрат, то «сложившийся уровень тарифов» всегда будет таким, как надо телефонной монополии. Ведь, в отличие от сотовой связи, где действуют несколько конкурирующих операторов, простая телефонная линия в наших квартирах одна, и никакого выбора – к какой компании подключиться и по каким тарифам платить – нет. А когда решение «телефонного» вопроса (как и других!) отдается на усмотрение чиновников, принимающих решения в закрытом режиме, результат может быть только один: полное игнорирование общественного мнения и непрерывный рост тарифов.
В будущем году в Петербурге, возможно, все-таки введут повременную оплату за телефон. Правда, усилиями питерских депутатов Госдумы прошлого созыва в закон «О связи» вошло положение о том, что навязать повременку нельзя, и каждый может выбирать, какая система оплаты (абонентская, с фиксированной оплатой или повременная) ему выгоднее. Но теперь мы видим, что, пользуясь бюрократическими механизмами, связисты успешно лоббируют такое повышение абонентской платы, которое будет толкать многих потребителей в сторону повременки.
Остается надеяться лишь на то, что конкуренция на рынке мобильной связи сохранится на нынешнем уровне. И тогда, возможно, в скором будущем окажется проще и дешевле пользоваться мобильниками. А не домашним телефоном, оплачивая при этом безудержно растущие потребности телефонных монополистов.

Владимир МАКСИМОВ