Цены диктует жизнь

6 октября 2005 10:00

За точку отсчета нынешнего подведения итогов взят октябрь 2003 года — именно тогда, если помните, высшим должностным лицом северной столицы была избрана Валентина Матвиенко. А вехой, соответственно, служит двухлетний срок ее пребывания на нынешнем посту. Вот она, цена вопроса: а что ты сделал за эти 730 дней? Двигал вперед или плелся в хвосте, достоин или не вполне?..

Вторую неделю руководители отраслей и ведомств отчитываются о проделанной за два минувших года работе. Вот и блок городского хозяйства подоспел



Конечно, можно было бы и по-другому считать: от празднования юбилея Петербурга, допустим, да и вообще любые итоги, подогнанные к определенным датам, — бо-о-ольшая условность... Тем не менее администрация города подошла к осенней отчетной кампании до крайности серьезно. Вот и вчера в Смольном о своих победах и ошибках «за истекший период» обстоятельно докладывали представители так называемого блока городского хозяйства. Что ж, радоваться или печалиться, верить или не верить цифрам, реляциям, прогнозам?..
Скажем, информационные материалы, подготовленные к 5 октября Жилищным комитетом, так и озаглавлены: «О достижениях в жилищной сфере». Однозначно успехом называют демонополизацию сферы обслуживания жилищного фонда и активное внедрение на этот рынок коммерсантов. Правда, хорошо или плохо выполняют они свои обязанности, по словам вице-губернатора города Олега Виролайнена, «оценку даст время», однако уже за последние полгода, по его же данным, количество нареканий от жителей на качество тех или иных услуг заметно снизилось.
Вместе с тем г-н Виролайнен не скрывает, что с проведением конкурсов между частными фирмами, желающими попробовать себя на этом поприще, возникают нешуточные проблемы. Например, зачастую на торгах идет откровенный демпинг, а затем победитель начинает столь же откровенно перепродавать выигранный подряд. С другой стороны, адепты частного сектора нередко жалуются, что их-де в угоду каким-то заранее выбранным фаворитам оттеснили от участия в тендере. Между тем многие из таких недовольных, как выясняется, не имеют ни достаточного опыта работы, ни даже пакета необходимых документов.
Однако иной раз халтурщикам и хапугам все же удается урвать кусок пирога.
— Получается так, что мы боремся за качество, за КПД, а подрядчик — за то, чтобы как можно меньше вкладывать своих средств! — сетует вице-губернатор Виролайнен.
С шестью не оправдавшими надежд фирмами отношения уже расторгли. При этом дочернюю структуру немецкого концерна «Дуссманн» — управляющую компанию «Питер Дуссманн», вокруг деятельности которой в районе петербургской Коломны не утихает скандал («Новая» следит за развитием событий), к недобросовестным участникам рынка, по мнению главы Жилищного комитета Юниса Лукманова, отнести никак нельзя.
— Да, на первом этапе были сложности: неумение общаться с жителями и с коллегами-смежниками, — поясняет г-н Лукманов, — но сейчас ситуация нормализуется.
Более того, опыт «Дуссманна» оказался столь привлекательным, что теперь от последователей этой фирмы — иностранных компаний, жаждущих приложить свои силы на берегах Невы, отбою нет. Только за вчерашний день Юнис Лукманов встречался по этому поводу и с английскими, и с французскими предпринимателями. А работы для них — непочатый край. Только в этом году город принял под свое крыло 510 бывших общежитий и готовится принять еще 300 с лишним, плюс порядка 400 бывших ведомственных домов. И все это богатство, как говорят чиновники, — в отвратительном состоянии.
Впрочем, еще более быстрыми темпами идет экспансия частного бизнеса на рынке общественного пассажирского транспорта. Что касается автобусов, то минимум половина так называемых социальных маршрутов, по сообщению главы транспортного ведомства Александра Дацюка, выставляют нынче на аукцион. Окажутся ли горожане от этого внакладе? На цены вроде бы форма собственности предприятия-перевозчика никоим образом не повлияет, — «цены диктует жизнь». Кстати, только каждый пятый пассажир платит сегодня за проезд в городском наземном транспорте полновесный червонец, а всем остальным — за счет различных льгот, скидок по картам — билет обходится меньше чем в 6 рублей в среднем.
Наверное, многим коренным петербуржцам обидно будет узнать, что к 2007 году — году 100-летнего юбилея городского трамвая — изрядная часть рельсов с улиц центральных районов города будет снята. Впрочем, эту потерю обещают компенсировать созданием целой системы скоростных трамвайных путей в окраинных районах. Любителям прокатиться с ветерком адресован также скоростной наземный экспресс, который должен соединить юго-запад мегаполиса с левым берегом Невы в районе метро «Пролетарская», — г-н Дацюк заверил, что это вовсе не утопия, а довольно-таки близкая реальность. Кроме того, и в огромном Фрунзенском районе построят наконец вторую станцию метро. Как ни странно, несмотря на растущую не по дням, а по часам армию владельцев собственных авто, потоки пассажиров общественного транспорта меньше не становятся. Социологи разводят руками: такая ментальность...

Валерия Стрельникова