Фас: проверки на дорогах

6 октября 2005 10:00

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев призвал коллег «выйти из кабинетов в поле», активнее проводить проверки на местах

— У нас 90 процентов решений принимается без выездов на место, — говорит Артемьев. — Но иногда, чтобы разобраться в ситуации, важно увидеть все своими глазами. Например — случай из реальной практики — нас уверяют, что на складах просто нет товара, но когда мы туда приезжаем, товар обнаруживается. Или другой пример: металлурги объясняют повышение цен на металл необходимостью замены технологического оборудования. Но когда мы приезжаем к ним на комбинат через два года, выясняется, что менять оборудование никто и не собирался.
Серьезный резонанс получили внеплановые проверки, проводимые федеральной службой совместно с органами внутренних дел: в Москве выявили немало обменных пунктов, где клиентам предлагали менять валюту по более низкому курсу, чем тот, который был написан на табло. По словам Артемьева, подобные рейды пройдут и в регионах. Кроме того, ФАС намеревается провести «второй круг» проверок, связанных с предоставлением потребительских кредитов населению: как известно, целый ряд банков в своих рекламных материалах давал, мягко скажем, не совсем точную информацию относительно тех расходов, которые должны будут нести клиенты, взявшие кредит. Такие «громкие» дела для ФАС — редкость, но руководитель службы не скрывает желания привлечь внимание общественности к работе службы. «Потому что, когда о результатах этой работы ничего не сообщают, она во многом теряет смысл. Ведь мы хотим сделать правила более прозрачными», — объясняет он.


Впрочем, двухдневный семинар, проходивший в Петербурге, в здании Центробанка, проводился не для общественности, а для специалистов. Хотя обсуждавшиеся там темы, особенно одна из них, связанная с реформой ЖКХ и естественных монополий, чрезвычайно интересны подавляющему большинству из нас. Согласно размноженным документам, на семинаре должны были говорить о взаимодействии антимонопольных органов с региональными властями, но, судя по тем цифрам, которые привел представитель президента в Северо-Западном федеральном округе, во многих случаях именно органы власти нарушают антимонопольное законодательство — и федеральная служба вынуждена добиваться их устранения. По словам Артемьева, в ряде случаев это приводит к затяжным конфликтам — вплоть до попыток выселить региональные подразделения ФАС из занимаемых ими помещений и отключения водопровода.
В Петербурге до этого, разумеется, не доходит, однако до полного взаимопонимания и взаимодействия здесь тоже далеко. Так, вице-губернатор Михаил Осеевский рассказал участникам семинара об успехах администрации в реформировании ЖКХ. Картинка получилась весьма благостная — но ее немедленно испортил руководитель Санкт-Петербургского УФАС Олег Коломийченко. По всей видимости, администрация вскоре получит предписание службы по поводу сотрудничества с «Питер Дуссманн».
— Хорошо, что на рынок ЖКХ приходят крупные европейские компании, — заметил Коломийченко, — но мы настаивали и будем настаивать, чтобы всем игрокам предоставляли равные возможности. Между тем «Дуссманн» получил право работать в городе безо всякого конкурса, причем ему предложили лучшие условия, нежели другим компаниям.
Коснулся Олег Васильевич и ситуации с товариществами собственников жилья. По его словам, антимонопольная служба давно просила администрацию взять ситуацию с их образованием под свой контроль, чтобы объединения жильцов не возникали под эгидой строительных и других коммерческих организаций. Но серьезный интерес к созданию ТСЖ власти проявили лишь в одном Адмиралтейском районе, перед приходом «Дуссманна». При этом товарищества, согласившиеся признать эту компанию в качестве управляющей, получали зеленый свет, а «альтернативные» ТСЖ оказывались в заведомо неравных условиях...
«Мы два года назад на таком же семинаре говорили о необходимости налаживать взаимодействие с местными властями, но перемен к лучшему не произошло», — констатировал Илья Клебанов. Артемьев, однако, настроен оптимистично: он призывает сотрудников службы искать общий язык с местными властями, и в случае выявления нарушений попытаться решить дело миром. «Но если общий язык найти не удалось и органы власти не намерены их устранять, то тогда, конечно, надо обращаться в суд», — добавил он.
Между тем с 1 марта следующего года муниципальные органы получат право выбирать управляющие компании для тех домов, жильцы которых не смогли объединиться и самостоятельно сделать выбор. Сегодня ФАС работает над рекомендациями по методике отбора, но рекомендация — это не закон, и захотят ли местные органы власти прислушиваться к ним и содействовать появлению конкуренции на рынке ЖКХ, пока неизвестно.

Вероника АЗАРОВА