Универсальный музей вильгельма винтера, опус один

17 октября 2005 10:00

Необычной экспозицией поразили воображение петербуржцев одни из основателей художественной группы «Митьки» – супруги Ольга и Александр Флоренские. В Музее истории религии они демонстрируют модели храмов самых различных конфессий, собранные из антикварного мусора. Материалы для создания символических храмов они собирали несколько лет.

Ольга и Александр Флоренские возвели культовые сооружения из антикварного мусора



Скупать в антикварных лавках, искать по антресолям знакомых, да и просто подбирать на улицах самые разные необычные предметы супругам Флоренским и в самом деле пришлось довольно долго. Собрали же их воедино они всего за три месяца.
Уже при входе в зал посетителей музея предупреждают, что искать в сочетании материалов, из которых построены храмы, какой-то идеологический подтекст не стоит. Его нет. По словам Александра Флоренского, предметы они смешивали словно краски на холсте, и их сочетание напрочь лишено каких-либо политических, иронических или тем более кощунственных ассоциаций. Хотя не исключено, что у некоторых посетителей такие ассоциации и могут возникнуть сами собой.
Очень натуралистично, к примеру, у Флоренских получилась мечеть. Она даже чем-то похожа на ту, которая всем нам хорошо знакома, – у станции метро «Горьковская». Вот только построили мусульманскую святыню Флоренские из... армейского термоса и железной конфетницы. Минаретом же стала гильза от артиллерийского снаряда.
Рядом с макетом мечети расположен православный храм. Его построили на основе деревянного ящика, по бокам которого прикреплены ручки от самовара.
Не менее интересным оказалось и святилище огнепоклонников зороастрийцев. Его Флоренские собрали из останков керогаза, горелок от старых керосиновых ламп и древней формы для кекса. Не менее запоминающимися оказались и другие «культовые сооружения». Буддийскую ступу Флоренские соорудили из медного таза и старого ведра; костел – из ящика, рупора, подставки для утюга; а синтоистскую пагоду – из граммофонной трубы и шляпной коробки.
Последние, кстати, стали и строительным материалом для центральной композиции выставки – Вавилонской башни размером выше человеческого роста...
Флоренские не намерены останавливаться на достигнутом. Проект «Культовые сооружения» – первый в большой серии запланированных экспозиций под общим названием «Универсальный музей Вильгельма Винтера». Именно так Флоренские хотят вольно реконструировать известный кабинет редкостей, существовавший в Петербурге в конце позапрошлого века.

Андрей ИВАНОВ