Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Универсальный музей вильгельма винтера, опус один

17 октября 2005 10:00

Необычной экспозицией поразили воображение петербуржцев одни из основателей художественной группы «Митьки» – супруги Ольга и Александр Флоренские. В Музее истории религии они демонстрируют модели храмов самых различных конфессий, собранные из антикварного мусора. Материалы для создания символических храмов они собирали несколько лет.

Ольга и Александр Флоренские возвели культовые сооружения из антикварного мусора



Скупать в антикварных лавках, искать по антресолям знакомых, да и просто подбирать на улицах самые разные необычные предметы супругам Флоренским и в самом деле пришлось довольно долго. Собрали же их воедино они всего за три месяца.
Уже при входе в зал посетителей музея предупреждают, что искать в сочетании материалов, из которых построены храмы, какой-то идеологический подтекст не стоит. Его нет. По словам Александра Флоренского, предметы они смешивали словно краски на холсте, и их сочетание напрочь лишено каких-либо политических, иронических или тем более кощунственных ассоциаций. Хотя не исключено, что у некоторых посетителей такие ассоциации и могут возникнуть сами собой.
Очень натуралистично, к примеру, у Флоренских получилась мечеть. Она даже чем-то похожа на ту, которая всем нам хорошо знакома, – у станции метро «Горьковская». Вот только построили мусульманскую святыню Флоренские из... армейского термоса и железной конфетницы. Минаретом же стала гильза от артиллерийского снаряда.
Рядом с макетом мечети расположен православный храм. Его построили на основе деревянного ящика, по бокам которого прикреплены ручки от самовара.
Не менее интересным оказалось и святилище огнепоклонников зороастрийцев. Его Флоренские собрали из останков керогаза, горелок от старых керосиновых ламп и древней формы для кекса. Не менее запоминающимися оказались и другие «культовые сооружения». Буддийскую ступу Флоренские соорудили из медного таза и старого ведра; костел – из ящика, рупора, подставки для утюга; а синтоистскую пагоду – из граммофонной трубы и шляпной коробки.
Последние, кстати, стали и строительным материалом для центральной композиции выставки – Вавилонской башни размером выше человеческого роста...
Флоренские не намерены останавливаться на достигнутом. Проект «Культовые сооружения» – первый в большой серии запланированных экспозиций под общим названием «Универсальный музей Вильгельма Винтера». Именно так Флоренские хотят вольно реконструировать известный кабинет редкостей, существовавший в Петербурге в конце позапрошлого века.

Андрей ИВАНОВ