Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Морская прогулка на тот свет

17 октября 2005 10:00

Когда судно терпит бедствие, моряки посылают сигнал SOS – спасите наши души. Но когда 8 июля этого года шестивесельный ял под управлением капитана третьего ранга Максима Гаврилова с капитан-лейтенантом Олегом Малиновским и шестью курсантами Военно-морского института имени Петра Великого на борту перевернулся в Финском заливе в двух километрах от берега, подать сигнал SOS моряки не могли. На яле не было ни одного средства связи или даже подачи сигнала бедствия. Не было и никаких спасательных средств. Итог трагедии печален: пятеро курсантов – Денис Волков, Владимир Васильев, Дмитрий Поляков, Алексей Герасимов, Александр Петривский и капитан-лейтенант Олег Малиновский погибли. Гаврилова и шестого курсанта, Ивана Пикуля, едва спасли.

Адмирал уволен, капитана отдали под суд, а еще одного офицера и пятерых курсантов уже нет в живых



Сразу же после трагедии стали разбираться в причинах случившегося и искать виновных. Начальник Военно-морского института контр-адмирал Демьяненко не только лишился своего поста, но вообще был уволен из рядов Военно-морского флота. А уцелевшему капитану Гаврилову предъявили обвинения в превышении должностных полномочий. И на прошлой неделе он предстал перед Петербургским судом военно-морских частей.
Теперь в суде постепенно вырисовываются подробности того, что предшествовало трагедии в Финском заливе. Например, такие. Мало того, что на вышедшем в коварный Финский залив яле не было никаких спасательных средств, средств связи и подачи сигналов бедствия, оказывается, у самого капитана Гаврилова не было даже официального допуска к управлению плавсредством. Впрочем, несмотря на это, капитан считал себя в деле управления парусно-весельной шлюпкой профессионалом. Как раз незадолго до трагедии, 27 мая 2005 года, команда под его руководством заняла четвертое место в шлюпочной регате по случаю Дня Петербурга.
Но выходя в море 8 июля, Гаврилов нарушил не один пункт флотских правил и уставов. Он вышел в залив с курсантами в отсутствие офицера, имевшего допуск на управление ялом, а сам выход в море не был внесен в учебный план. К тому же, как стало известно из материалов дела, капитан был не совсем трезв. Мало того, по пути следования ял причалил в районе гостиницы «Прибалтийская», где в одном из расположенных неподалеку магазинов моряки затарились выпивкой и закуской.
А потом, в заливе, не полагаясь на одни лишь весла, Гаврилов распорядился поднять на яле парус. Однако отсутствие навыков парусных маневров привело к тому, что сперва ял начало относить от берега, а затем и вовсе перевернуло порывом ветра.
Все находившиеся в лодке оказались в воде, которая, несмотря на летнее время, была достаточно холодна – 12 градусов. После этого Гаврилов отдал приказ курсантам самостоятельно добираться до берега, а сам остался рядом с перевернувшимся суденышком.
Оказавшиеся неподалеку от места трагедии рыбаки спасли капитана Гаврилова и одного из курсантов – Ивана Пикуля. Несколько позже из воды удалось извлечь тело капитан-лейтенанта Малиновского, скончавшегося от переохлаждения. А уже потом, в разное время и в разных местах, нашли тела пятерых погибших курсантов.

Александр САМОЙЛОВ