Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мерка пресечения

29 мая 2002 10:00

Работа прокуратуры по приведению нормативно-правовых актов субъекта федерации в соответствие с федеральным законодательством оставила равнодушными журна- листов, собравшихся на пресс-конференцию прокурора города Ивана Сыдорука. Представители СМИ вежливо выслушали сообщение Ивана Ивановича - и не задали ни единого вопроса на «заданную тему». После ареста депутата ЗС Алексея Ковалева и возбуждения уголовного дела против четвертого по счету вице-губернатора она казалась не слишком актуальной...





Впрочем, с четвертым вице-губернатором все неоднозначно. Дело по статье 285, части 2 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями лицами, занимающим государственные должности) возбуждено по материалам УБЭП ГУВД. «Поводом послужило нахождение денежных средств городского бюджета в коммерческих банках, и в этих же банках брались кредиты», - сообщил г-н Сыдорук, подчеркнув, что председателю Комитета финансов вице-губернатору Виктору Кротову обвинение пока не предъявлено. Однако перспектива для такого предъявления есть, отметил прокурор, и те материалы, которые имеются в уголовном деле, позволяют следствию выйти с предложением об отстранении г-на Кротова от должности.
Напомним, что в отношении троих высокопоставленных обитателей Смольного уголовные дела уже возбуждены. Экс-глава комитета по печати и средствам массовой информации Александр Потехин обвиняется в незаконной предпринимательской деятельности, глава Комитета по здравоохранению Анатолий Каган - в халатности, вице-губерантор Валерий Малышев - в получении взятки в особо крупных размерах, злоупотреблении служебным положением и растрате. И понятно, что очередное «наступление» вызвало весьма нервную реакцию исполнительной власти. Руководитель пресс-службы губернатора Александр Афанасьев назвал это «продолжением непонятного процесса, в котором продолжается публичная обструкция невинных людей». Сам Владимир Яковлев предположил, что «правоохранительным органам просто нечего делать» и заявил, что дело может иметь политическую окраску. «Если мы хотим построить правовое государство, то подобные вопросы надо решать очень деликатно. Человека легко очернить, а восстановить ему репутацию потом очень сложно», - добавил Владимир Анатольевич.
Иван Сыдорук, естественно, предположение о политической подоплеке «финансового» дела решительно опроверг. Впрочем, стоит отметить, что в «неделикатном решении вопроса» повинен вовсе не он, а Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе, которое и возбудило дело. Городские блюстители закона на такой шаг не пошли, несмотря на то что в их распоряжении были не только материалы УБЭП, но и Счетной палаты. «Но это даже не материалы, а справка, которая сейчас находится в проверке, - пояснил Иван Иванович. - Доводы, изложенные в ней, должны быть подкреплены документально, поэтому мы запрашиваем документы, которые руководитель палаты Дмитрий Буренин нам не предоставил». Стоит уточнить, что в справке СП, помимо кредитных дел, говорится о нецелевом расходовании одного миллиарда рублей из дорожного фонда.
Деньги пошли на досрочный выкуп еврооблигаций: по утверждению г-на Кротова, это принесло городу немалую выгоду, поскольку позволило сэкономить на обслуживании долга. Однако, по мнению некоторых экспертов, операция была выгодна не столько городу, сколько «приближенным» коммерческим банкам, по дешевке скупившим облигации в преддверии досрочного выкупа. Развеять или подтвердить эти подозрения, по идее, должно следствие, хотя стоит отметить, что, даже если оно поставит перед собой такую задачу, доказать факт сговора крайне сложно.
Хотя исключения бывают. Например, факт сговора с целью обналичивания и хищения денег из так называемого резервного фонда депутата Законодательного собрания Алексея Ковалева, по утверждению г-на Сыдорука, доказан полностью. Дело в отношении руководителей фирм-подрядчиков, а также помощников депутата уже передано в суд. Самому Ковалеву обвинение предъявлено лишь неделю назад, следственные действия только начинаются. А вот дело в отношении чиновников, подписывавших акты о приемке и перечислявших деньги за несделанные работы, прекращено за истечением срока давности: так сообщил Сыдорук на заседании Законодательного Собрания. Правда, отвечая на вопросы журналистов, он пообещал, что «по заказчику, бесспорно, будет дана оценка». Но «оценка» и «судимость» - вещи не равноценные. Между тем все понимают, что схемы хищения денег из резервных фондов (если предположить, что в данном случае оно имело место) даже теоретически нереализуемы без сговора с чиновниками, исполняющими бюджет...
«Согласия законодательного органа на арест не требовалось, так как уголовно наказуемые деяния Ковалева абсолютно никак не связаны с его депутатской деятельностью», - подчеркнул Иван Иванович. «А что, есть возможность распоряжаться резервным фондом депутата, не будучи членом ЗС?» - удивленно переспросил кто-то из журналистов. «Я оставляю ваш вопрос без комментария», - с достоинством ответствовал городской прокурор, добавив, что для избрания столь жесткой меры пресечения есть все законные основания. Впрочем, когда его спросили о том, будет ли она применена и к другим высокопоставленным фигурантам уголовных дел, например к вице-губернаторам или к руководителям РАО ВСМ, г-н Сыдорук ответил весьма уклончиво. «Законодатель дал нам право избирать меру пресечения, - пояснил он, - но ею нет необходимости размахивать налево и направо».
В общем, складывается впечатление, что «размахивают» только в одну сторону. Впрочем, у г-на Сыдорука еще есть возможность доказать, что критики к нему несправедливы, и к представителям исполнительной ветви власти будут подходить с той же меркой... то есть мерой пресечения, что и к представителям власти законодательной.

Виктория РАБОТНОВА
Александр ГУТОРКИН