Барьер поплыл

27 октября 2005 10:00

Вчера в Мариинском дворце совсем уже было собрались корректировать закон о собственных выборах – но решили взять паузу. Видимо, на сей счет еще не достигнуто единство мнений – даже среди единороссов, которые этот закон и написали. В чем же проблема?

Даже если за кандидата в его округе будет отдано большинство голосов – не факт, что он станет депутатом: его место может занять человек, никак не фигурирующий в избирательном бюллетене. Таковы правила игры грядущих выборов в Законодательное собрание



В соответствии с новой редакцией федерального закона о гарантиях избирательных прав выборы следующего состава городского парламента пройдут в октябре 2007 года – вместе с выборами Госдумы.
Готовясь к этому событию, одни парламентарии устраивают фракционные отчеты, должные показать, что все хорошее и умное, что принял ЗакС, инициировали именно они, а другие размышляют над правилами будущих выборов. Правила эти, прямо скажем, малопонятны для граждан, не являющихся специалистами в электоральном законодательстве.
Подписанный летом Валентиной Матвиенко закон «О выборах депутатов Законодательного собрания» предусматривает переход на чисто партийную систему выборов. Все 50 депутатов избираются по спискам, сами же списки выглядят необычно. В них есть первая тройка кандидатов (как на выборах Госдумы), а все остальные претенденты на парламентское кресло расставлены по ныне существующим одномандатным округам. Голоса, поданные за всех «окружных» кандидатов, складываются и дают общий для партии результат. Исходя из него определяется, сколько мандатов она выиграла. Первая тройка получает мандаты в первую очередь, остальные депутатские кресла достаются тем «окружным» кандидатам, которые принесли своей партии наибольший процент в своем округе.
Все бы ничего, да этот закон, лоббируемый спикером Законодательного собрания Вадимом Тюльпановым и разработанный (как считается) зампредом Горизбиркома Дмитрием Краснянским, вызвал резкую критику не только в рядах оппозиции, но и в Центризбиркоме. И в сентябре председатель ЦИК Александр Вешняков прислал в Петербург свое разгромное заключение.
Одна из главных претензий ЦИК состоит в том, что питерские депутаты придумали такую форму избирательного бюллетеня, в котором представители электората в каждом округе, придя к урнам, увидят лишь фамилии «окружных» кандидатов от каждой партии – и даже не узнают о том, кто возглавляет партийные списки (хотя эти-то претенденты как раз и имеют преимущественный шанс попасть в парламент нового созыва). Такой формат удобен действующим депутатам (ибо превращает выборы по спискам в подобие выборов по округам), но дезориентирует избирателей: кандидат, набравший в своем округе максимальное число голосов, запросто может остаться за бортом, зато вместо него мандат получит некий, возможно неведомый простому гражданину, «лидер». А главное, подобная система никак не укладывается в федеральный закон, который требует, чтобы в бюллетене значились не менее чем три первых кандидата из каждого списка.
Кроме того, при таком варианте, стоит партии не включить в список кандидата, представляющего ее в каком-либо округе, как выяснится, что избиратели этой территории вообще не увидят в бюллетене названия этой партии и при всем желании не смогут за нее проголосовать – что опять-таки незаконно.
Все эти доводы давно были высказаны и Дмитрию Краснянскому, и народным избранникам, которые поддержали его идею, – но безрезультатно. Тем не менее, после принятия закона в ЗакСе и его визирования в Смольном, губернатор приложила к документу поправки, одна из которых как раз и приводит форму бюллетеня в соответствие с положенной. Похожие поправки внесли и депутаты Геннадий Озеров и Вячеслав Макаров.
Но все эти замечания и дополнения упорно не рассматриваются городским парламентом. Еще в минувший понедельник законопроект Озерова–Макарова стоял на третьем месте в повестке дня на 26 октября, но после заседания совета фракций... опустился на одно из последних мест. При этом, как выясняется, г-н Краснянский и его единомышленники из фракции «Единой России» по-прежнему «по-своему» читают федеральный закон и настаивают, чтобы в избирательных бюллетенях значилось только по одной фамилии от каждой партии. Единственное существенное изменение, на которое они готовы пойти: ввести так называемый «плавающий барьер». Согласно этому критерию, в состав следующего городского парламента попадают лишь адепты тех партий, которые заслужат предпочтение более 7% электората, пришедшего к урнам. Но если за те партии, которые преодолели указанный порог, в сумме проголосует менее 50%, то планку снизят – до такой отметки, чтобы партиям-победительницам в сумме все же было отдано более 50% голосов. Иначе ЗакС вообще нельзя будет назвать представительным органом.
Чем закончится эта дискуссия? Председатель парламентского комитета по законодательству единоросс Игорь Михайлов уже заявил, что замечания ЦИК носят «рекомендательный характер», а прокуратура, контролирующая соблюдение федерального законодательства, пока что молчит. Возможно, будет найден какой-то компромисс, возможно, парламентское большинство настоит на сохранении прежней конструкции, и оппонентам (а может быть, и Центризбиркому) придется обращаться в суд.
Указанная ситуация, впрочем, достаточно пикантна. Когда «медведи» протестовали против восстановления выборности губернаторов в Петербурге и Москве, они хором твердили о «едином правовом пространстве». А теперь, значит, требования к этому пространству можно смягчить?

Владимир МАКСИМОВ