Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Право на отстрел

27 октября 2005 10:00

Противостояние бизнеса с городской администрацией, выражающееся в основном в виде судебных тяжб и протестных акций, в отдельных случаях принимает довольно-таки острые формы. На прошлой неделе, в ночь со среды на четверг, юрист, предприниматель Григорий Соломинский, защищая рекламную вывеску, предъявил бригаде принудительного демонтажа последний довод – дуло ружья.

Малый бизнес взялся защищать себя с пневматическим оружием в руках. Что дальше – пойдут в ход гранаты?



Ружье, впрочем, было не боевым стволом, а всего лишь пневматической хлопалкой минимальной мощности – наподобие тех, что служат для упражнений в тире. После этого конфликт с Городским центром размещения рекламы (ГЦРР) был перенесен на правовое поле. То есть в отдел милиции.
В прошлый раз – год тому назад – аналогичный инцидент закончился для Григория потасовкой и разорванной одеждой. По его утверждениям, названивать по ноль-два и взывать о защите своих имущественных прав бесполезно: милиция якобы получила от Смольного вполне четкие инструкции и не вмешивается в происходящее.
На этот раз блюстители вмешались довольно оперативно, забрав «до выяснения» как самого юриста, так и самих «налетчиков». А через некоторое время всех отпустили. Без протокола и прочих формальностей.
По оценке петербургской Ассоциации предпринимателей среднего и малого бизнеса, противоправны не только действия ГЦРР, но и действия самой горадминистрации, отдавшей городскую рекламу на откуп якобы коммерческому предприятию. И сейчас бизнес-сообщество добивается судебной отмены новых «Правил размещения... объектов наружной рекламы». Заметим, 3-я статья ФЗ «О рекламе» допускает лишь федеральное регулирование в этой области. А бумага от Смольного, получается, не имеет силы, – но именно она принуждает каждого владельца щита или вывески заключать с ГЦРР договор для размещения. И наделяет центр полномочиями по насильственному изъятию любого ненадлежащим образом оформленного носителя уличной рекламы или информации.
Как объясняют в ГЦРР, деньги в обязательном порядке они требуют лишь за рекламу, развешенную на недвижимости, принадлежащей городу (а таковой – абсолютное большинство). И перечисляют 91 процент от прибыли все в тот же городской бюджет. Почему тогда Ассоциация предпринимателей считает центр коммерческой организацией?
Вообще-то в правовом государстве каждый шаг обходится предпринимателю в энную сумму. Хочешь зарабатывать – отслюни сколько полагается: в пользу казны муниципалитета, города, страны. И реклама – не исключение.
Однако, по оценке частных коммерсантов, поборы и так непомерны. Хозяева небольших лавочек обвиняют администрацию и подведомственные структуры в произволе и беспредельных аппетитах.
– Я призываю использовать для защиты имущества любые разрешенные законом средства, – заявил вчера Григорий Соломинский, выступая перед единомышленниками и общественностью. – Пневматику, электрошок, газовое оружие... Не полагаться же на одну лишь Фемиду.
Ultima racio regis. Последний довод королей, – гласила надпись, красовавшаяся на пушках эпохи Возрождения. А в Петербурге, похоже, возрождается незабываемая культура девяностых. Власть и бизнес – кто менее прав в их противостоянии? Хотя вообще-то нравы – общие.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ