Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кирпич первой пятилетки

10 ноября 2005 10:00

После сноса Дворца Первой пятилетки жизнь возле стен Мариинского театра кипит ключом. Экскаваторы и грузовики работают на огромной куче мусора допоздна. А местные жители выстраиваются в очередь для того, чтобы подобрать на память кирпич от снесенного дворца. Простые люди, кстати, могут практически свободно попасть на «стройку века». Не то что журналисты. Им доступ на стройплощадку строго-настрого запрещен.

ДК Первой пятилетки разбирают по кирпичикам на сувениры. При этом площадка строительства второй сцены Мариинки тщательно охраняется от журналистов





По словам жителей окрестных домов, люди преклонного возраста разве что в очередь не выстраиваются, для того чтобы подобрать кирпичик от снесенного ДК на память. Таких я встретил прямо у ворот стройки.
– Я еще девочкой в этот дворец ходила, – рассказывает Анна Александровна Травина, живущая на улице Декабристов. – Посетить его я могла даже в последние годы его работы, после того как вышла на пенсию. А вот в Мариинском театре я была последний раз еще в конце 1990-х годов. Билетов туда не достать, да и дорогие они очень для простых людей. По Театральной площади я хожу каждый вечер. Тут стоит множество автобусов, на которых в Мариинку привозят иностранцев. Очевидно, для них, а не для простых горожан и предназначены выступления всемирно известного театра. И вторая сцена откроется для них же. Вот и получается, что всех нас лишили доступного места отдыха, а вместо этого построят еще один зал для новых русских и иностранцев. Мои соседи, кстати, смогли найти среди руин актерские маски. Строители сочли их ненужным мусором. А ведь когда-то в этом дворце выступал Аркадий Райкин, да и его сын Костя... Себе я взяла кирпич и буду хранить его дома. Для меня это память о той эпохе, которая ушла от нас навсегда...
Решил и я пойти посмотреть на «руины ушедшей эпохи». Но у ворот меня встретили двое охранников, от одного из которых сильно попахивало алкоголем. Увидев удостоверение журналиста, они тут же предложили мне пройти в будку. Далее один из мужчин отправился к прорабу, а второй встал у двери, закрыв ее изнутри. В глаза бросился документ, висевший на стене, – инструкция по охране места строительства второй сцены Мариинки от журналистов.
Бумага на официальном бланке Федерального агентства по культуре и кинематографии за подписью первого заместителя директора Д.Г. Ладейщикова гласит:
«Если к вам обратились журналисты:
1.Попросить предъявить документы.
2.Записать фамилию журналиста и название СМИ (газета, радиостанция, телекомпания, информационное агентство).
3.Вежливо объяснить, что вход на строительную площадку закрыт для доступа посторонних лиц по технике безопасности.
4.Посоветовать обратиться в пресс-службу ФГУ «СЗД».
5.Обо всех контактах с журналистами немедленно сообщать непосредственно руководителю пресс-службы Мавриной Елене Александровне».

Последовавшая по возвращении охранника беседа по мобильному телефону с г-жой Мавриной продолжалась приблизительно десять минут. При этом Елена Александровна несколько раз объяснила мне, что ходить по руинам разрушенного дворца нельзя, так как это представляет ужасную опасность для человеческой жизни, и пустить меня туда никак не могут.
В то же самое время вдоль не такого уж и крепкого забора, прикрывающего развалины, прошли сотни людей. Об их безопасности, равно как и тех, кто приходит на стройку, чтобы взять кирпичик на память, в ФГУ «СЗД», вероятно, не очень-то беспокоятся. А вот журналистов пустить на стройку опасаются. Что же такое пытаются там скрыть?! Или пугаются представителей прессы, которые могут осветить стройку века недостаточно лояльно?

Андрей ИВАНОВ
Фото автора


Экстремалы бросились с моста у Мариинки

Очевидцами необычного зрелища могли стать петербуржцы в минувший понедельник. Двое молодых людей выделывали самые невероятные трюки прямо у Мариинского театра, на мосту Декабристов. Неоднократно выступавший против строительства второй сцены Мариинки Михаил Дружининский устроил в центре города первый в России чемпионат по паркуру. Несмотря на то что участие в нем приняли всего два экстремала, зрелище получилось впечатляющее.
Позируя перед объективами телекамер и фотоаппаратов, двое парней бросались в Крюков канал с моста Декабристов, подтягивались на его опорах и выбирались наверх, а затем, словно канатоходцы, передвигались по перилам. У очевидцев этого действа просто захватывало дух. Все переживали за спортсменов-экстремалов, боялись, что кто-то из них свалится вниз. Ведь глубина в этом месте канала совсем небольшая, да и на дворе стоит отнюдь не май месяц.
Так в Петербурге прошли первые в России соревнования по паркуру. (Для тех, кто не в курсе, поясним: паркур – это новый для нас вид городского экстрима, целью которого является непрерывное движение с преодолением препятствий, это может быть и покорение стен, и прыжки с крыши одного здания на другое и т.д.)
Организатором необычного мероприятия стал петербуржец Михаил Дружининский, известный горожанам шумными акциями против строительства второй сцены Мариинского театра. Очевидно, что состязания экстремалов преследовали те же самые цели.
– Вообще-то мы поначалу не предполагали никакого идеологического подтекста, – рассказывает Михаил. – Просто мост Декабристов для такого действа подходит идеально. Но потом стало ясно, что так мы сможем привлечь внимание, журналисты и обыватели смогут еще раз взглянуть на то, какой кошмар творится на месте разрушенного Дворца Первой пятилетки.

Андрей ИВАНОВ