Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ангел рудинштейна

17 ноября 2005 10:00

Продюсер Марк Рудинштейн приехал в Петербург, чтобы всех осчастливить. Местных киноманов – новым международным кинофестивалем. Губернатора Валентину Матвиенко и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского (персонально!) – устройством на Дворцовой площади фестивального городка. И уж совсем кулуарная информация: членов петербургского саммита Большой восьмерки (который состоится примерно в то же время в Константиновском дворце) – удовольствием лицезреть Макса фон Зюдова, Софи Лорен и Катрин Денев.

Нефестивальные страсти





Г-н Рудинштейн оказался мужчиной проницательным, корректным и мгновенно улавливающим желания необходимой ему аудитории. Вероятно, кто-то посетовал ему на несчастливую судьбу нашей Дворцовой площади, – мол, принадлежит она лишь рокерам да любителям пива. Должна разочаровать Марка Григорьевича: в нашем городе, конечно, есть нерешенные проблемы, но с Дворцовой площадью у нас все в полном ажуре. По ней каждый день шпарят на своих нестандартных средствах передвижения роллеры, скейтбордисты и велосипедисты. Да и просто играют дети: движение автотранспорта по этой площади запрещено. Не так давно ее временно озеленили: положили вокруг Александровской колонны травяные ковры. Можно было даже побродить по ней босиком.
Невский проспект, Государственный Эрмитаж, все еще принадлежащее военным здание Штаба Гвардейского корпуса, Певческий мост и сам Главный штаб, по необъяснимой причине лишь на меньшую свою половину (а в большей располагается Штаб Ленинградского военного округа) включенный в грандиозную программу «Большой Эрмитаж», – уже давно сформировали уникальный архитектурный ансамбль. Вряд ли нуждающийся в каких-либо дополнениях, изменениях или модификациях.
Кстати, фонтан в саду перед Зимним дворцом не работал все лето: вот это, думаю, была проблема. То ли прохудились коммуникации, то ли воду экономили, то ли боялись эпидемии. Летом в нашем городе стоит одуряющая жара: столбик термометра нередко поднимается выше тридцати. Без фонтана – погибель.
А вы только представьте себе фестивальные «модули», которые на днях в гостинице «Европа» продемонстрировал общественности г-н Рудинштейн. По периметру площади, на расстоянии 10–12 метров от здания Главного штаба, будут установлены павильоны высотой 14 метров, имитирующие россиевские фасады и покрытые «цветонепроницаемой» драпировочной сеткой. Каково будет находиться в этих «модулях» на нашей жаре? А туалеты? А мусор? Стоит вспомнить и чудовищную историю с Колесницей славы на Арке Главного штаба: после пожара от взрыва петарды в ночь на новое тысячелетие ее восстанавливали целый год. Конечно, теперь директор Эрмитажа боится за судьбу других эрмитажных экспонатов: на крыше Зимнего дворца, например, есть множество статуй, за сохранность которых тоже имеет смысл опасаться.
Михаил Пиотровский, как известно, категорически против массовых коммерческо-увеселительных акций на главной площади города, теперь уже органично воспринимающейся как пространственное продолжение главного городского музея. Он предложил проводить фестиваль во дворах Главного штаба. Дворы, что и говорить, хорошие, но маленькие, не очень окультуренные «задворки» Эрмитажного ресторана. Марк Григорьевич их под свой фестиваль мог бы привести в порядок. Но местная пожарная охрана стала активно протестовать: мол, мало выходов из Главного штаба на случай пожара...
Марк Григорьевич сформулировал концепцию своего фестиваля следующим образом: «история искусств через кино». А Дворцовая площадь нужна ему, потому что она – «самое красивое место Петербурга». Ну кто с этим будет спорить? Но задача ли для менеджера международного уровня, каким является г-н Рудинштейн, – взять готовый городской «бренд» и, как он сам опрометчиво выразился, «пристроиться очень тактично к этой красоте»? А что если самому создать в нашем городе что-нибудь новое, красивое, незабываемое?
Вот, например, на Васильевском острове есть очень некрасивая свалка – на берегу Финского залива, условно говоря, между гостиницей «Прибалтийская» и Ленэкспо, в еще неокультуренной части района. Из нее, например, получится неплохая пешеходная зона в «старом» городе петровского времени, а в центре, на этом самом берегу – не какая-то там имитация фасада ансамбля Карла Росси, а настоящий, на долгие годы построенный фестивальный городок. Задача, конечно, непростая, да и время поджимает – фестиваль планируется в июле. Но для г-на Рудинштейна, думается, не существует неразрешимых задач. И мусор разобрать, и микрорайон почистить, старинные здания отреставрировать, дороги привести в порядок – и построить замечательный фестивальный городок, или дворец, или что там ему еще посоветует приехавший на подмогу столь же именитый коллега – г-н Жан-Пьер Вида, технический директор Каннского кинофестиваля...

Екатерина ЕФРЕМОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС


Цитата «Новой»
Из открытого письма деятелей культуры Петербурга:
По замыслу организаторов фестиваля на Дворцовой площади будут воздвигнуты шатры для кинопросмотров, кафе, общественные туалеты, пресс-центр, прочая фестивальная инфраструктура. Все это изуродует и опошлит пространство, насыщенное культурными и историческими представлениями, дорогими для всех, кто любит и ценит наш город. <...>
Вряд ли точка зрения немногих представителей художественной элиты, выступивших без сколько-нибудь внятной аргументации в защиту этого сомнительного проекта, может считаться репрезентативной. Может создаться впечатление, что руководство города встало на путь тотальной коммерциализации культурного пространства Петербурга, а это способно принести результат, противоположный желаемому. Повторяющийся тезис «площадь должна приносить доход» не представляется нам состоятельным. Дворцовая площадь – не место для бездумного извлечения прибыли. У нее совершенно иная роль.
Мы уверены, что в случае реализации проекта будет нанесен огромный ущерб репутации Петербурга как культурной столицы России, декларирующей умение хранить национальное достояние. Именно культурная и историческая насыщенность петербургского ландшафта привлекает сотни тысяч туристов, а не желание лицезреть балаганы под окнами Эрмитажа. <...>
Кинофестивали – хорошее и нужное дело. Их проведение в Петербурге можно только приветствовать. Но способ их организации не должен угрожать культурной безопасности города. <...>
Еще есть время для серьезного анализа проблемы.

Письмо подписали:
Яков Гордин, Даниил Гранин, Кирилл Лавров, Андрей Петров, Александр Сокуров, Юрий Темирканов.

Цитата «Новой»
Марк Рудинштейн:
«Что первично – фестиваль или Дворцовая площадь? Нельзя отделять одно от другого. Здесь должно сойтись все. Идея в том, что кино, как продукт синтеза различных искусств, вбирает в себя архитектуру, живопись, историю, музыку... Моя задача – создать фестиваль, к которому будет приковано внимание всего мира. Я считаю, что в Петербурге нет другого достойного места».