Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Попутная песня

6 мая 2002 10:00

Накануне майских праздников питерским пенсионерам возвратили право бесплатного сезонного проезда с 1 мая в пригородных электричках. А ведь, между прочим, на протяжении двух предшествующих месяцев планировалось совсем другое...





Все последние годы пенсионеры пользовались указанным правом, позволяющим бесплатно добираться до пригородных «фазенд». Но в феврале им вдруг объявили, что бесплатного проезда больше не будет. Более того, выяснилось, что в городском бюджете на 2002 год уже не заложены средства для соответствующих компенсаций Октябрьской железной дороге (ОЖД).
Аргументы, приведенные Комитетом по транспорту питерской администрации в пользу отмены бесплатного проезда были достаточно логичны. Комитет ведет постоянные споры с руководством ОЖД, которое уверяет, что ее расходы превышают выделяемые из бюджета компенсации, а точно установить, сколько людей ездит бесплатно, и соответственно - точно рассчитать, сколько же денег надо платить ОЖД, до сих пор было невозможно. Пенсионные удостоверения, по которым можно ездить, выдаются без фотографий, кто-то ездит по чужим документам, кто-то их подделывает...
Единственным выходом из положения, по мнению руководства Комитета по транспорту, была бы отмена бесплатного проезда и введение для пенсионеров специальных «льготных» билетов по символическим ценам (3 - 5 рублей). С одной стороны, это позволило бы установить, сколько пенсионеров пользуется этими билетами. С другой стороны, сократилось бы число «необязательных», по мнению комитета, поездок пенсионеров.
Заметим, что предлагаемые нововведения коснулись бы далеко не всех, кто раньше ездил бесплатно. Около 80% питерских пенсионеров (чуть более миллиона человек) имеют право бесплатного проезда на электричках в соответствии с федеральным законодательством, являясь участниками войны или блокадниками. Их все описанные нововведения коснуться не могли. И только оставшиеся 20% пенсионеров - примерно 250 тысяч человек - пользовались правом бесплатного проезда на пригородных электропоездах в соответствии с решениями питерских властей. Только этим людям и хотели предложить приобретать «льготные» билеты.
Подготовка к их введению длилась почти два месяца, при этом в городской прессе даже успели напечатать таблицы стоимости «пенсионных» билетов по зонам. И действительно, цены планировались не слишком обременительные. Но затем был совершен поворот «все вдруг»: городская администрация объявила, что все отменяется и бесплатный проезд будет сохранен. Поводом для этого послужила позиция городской федерации профсоюзов, напомнившей, что в трехстороннем соглашении на 2002 год напрямую говорилось о бесплатном проезде пенсионеров в электричках. Нарушение соглашения профсоюзы пригрозили обжаловать в суде - и в Смольном изменили решение. Что не исключает проведения указанного «эксперимента» в 2003 году.
Между прочим, осенью 2001 года, при обсуждении проекта бюджета-2002 в Законодательном собрании, ни один (!) депутат ни из одной фракции не заметил, что в бюджете не заложены компенсации ОЖД и не подал соответствующих поправок. И если бы еще речь шла о каких-то фантастических суммах. А то ведь всего-то нужно было выделить 25 миллионов рублей - 0,05% от расходов бюджета. Меньше, чем доля пресловутой «коллективной поправки», приходящаяся на одного депутата. Пять процентов от резервного фонда губернатора...
Что же касается того, откуда теперь возьмутся деньги на сохранение бесплатного проезда, заметим, что городской бюджет за первый квартал 2002 года перевыполнен по доходам более чем на миллиард рублей. Так что деньги есть. Но зачем надо было трепать нервы пенсионерам, то отнимая, то возвращая право бесплатного проезда? Может быть, режиссеры этой эпопеи учли, что, по законам человеческой психики, лучше всего запоминается последнее? И в памяти у пенсионеров в конечном счете останется не то, что их хотели лишить бесплатного проезда, а то, что эту льготу им в конце концов сохранили?

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото ИНТЕРПРЕСС