Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Эвакоприемники на грани нервного срыва

28 ноября 2005 10:00

В ближайшее время с принудительной эвакуацией машин может быть покончено


Итак, вновь о набившей оскомину любому автовладельцу принудительной эвакуации. Статья 12.19 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за «нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств». При этом мерой наказания за неправильную парковку является исключительно штраф – от половины до трех минимальных размеров оплаты труда. Лишь в одном случае – если автомобиль остановился на железнодорожном переезде – кодекс предусматривал более суровое наказание: или штраф до пяти МРОТ, или лишение прав на срок до полугода. Но и только.
Более того, в кодексе прямо записано: «В случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещаются применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом».
В таком случае почему же повсеместно (и не только в Петербурге) бесчинствуют эвакуаторы? – вправе спросить любой, чью машину пытались увезти на так называемую штрафную стоянку. Выходит, их деятельность в принципе незаконна? Увы: административное право в России – это одно, а административная практика – совсем другое...
Закон запрещает эвакуацию автомашин, сказали себе в питерском правительстве? Нет такого юридического препятствия, которое нельзя было бы обойти! Сменим терминологию: назовем это не эвакуацией, а «транспортировкой задержанных транспортных средств на специализированные автостоянки». То бишь штрафные стоянки. А саму процедуру транспортировки поручим также «специализированным» коммерческим структурам, которые будут действовать, будучи «уполномоченными» на это Управлением ГИБДД города и области. После чего начнем брать за эти «услуги» с владельцев машин по тарифам, утвержденным городской администрацией: около трех тысяч рублей – за то, что вашу машину отвезут на штрафную стоянку, и по 12 рублей за каждый час, который она там проведет, пока ее не заберет владелец. Естественно, забрать можно только после того, как заплатишь. Причем наличными.
Если учесть, что каждый день в Петербурге эвакуируют 130–140 машин, получается, что в сумме это около 15 тысяч долларов в день. Все, что надо для эвакуации, – это подписанный инспектором ГИБДД протокол. В соответствии с инструкцией, которую утвердило Управление ГИБДД, после подписания протокола машину можно увозить. Предполагать при этом, что фирмы-эвакуаторы не делятся доходами с уполномочившими их структурами ГИБДД или питерских властей, было бы, пожалуй, достаточно наивно...
Мы, конечно, не призываем ко вседозволенности – чтобы машины парковали всюду, где только угодно: на газонах, на тротуарах, а то и просто поперек улицы, так что проезд прочих машин в результате такой «парковки» превращается в неразрешимую проблему. За нарушения надо наказывать. Только вот делать это надо по закону, а не «по понятиям».
Летом 2005 года этой проблемой заинтересовался вице-спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Гладков. Который хоть и депутат, но крайне редко пользуется служебной машиной, а предпочитает ездить на своей. Гладков направил запрос в прокуратуру: насколько законна деятельность эвакуаторов? В сентябре ему ответили: все законно!
Вице-спикер не успокоился, заявил, что «исполнительная власть города пошла по совершенно деструктивному пути тотальной эвакуации автомобилей, фактически систематизировав поборы с автомобилистов и поставив их в безвыходное положение», и внес законопроект, где четко расписал, в каких случаях машину можно куда-либо «переместить».
Принцип прост: если оставленный автомобиль мешает проезду других транспортных средств, его, после составления протокола, нужно «подвинуть» на ближайший свободный участок дороги или территорию жилой зоны. И только в том случае, если это никак невозможно, машину можно увезти на ближайшую специализированную стоянку. Однако в проекте Гладкова записано, что за саму транспортировку владелец машины платить не должен – его ответственность ограничивается только административным штрафом за неправильную парковку. Что касается пребывания на штрафной стоянке, то первые 12 часов должны быть бесплатными, и только потом счетчик начинает накручивать по 12 рублей в час.
«Сложившаяся система наличных платежей по транспортировке и хранению автотранспортных средств, взимаемых с автовладельцев, непрозрачна, коррупционно опасна и создает предпосылки для противоправных действий со стороны должностных лиц по принуждению владельцев транспортных средств к передаче денег без соответствующего документального подтверждения», – сформулировал Юрий Гладков свои претензии к нынешней системе в пояснительной записке к законопроекту. Добавим: эта система еще и плохо стыкуется с Гражданским кодексом, который не дает никаким эвакуаторам, будь они хоть трижды уполномоченные милицией, права распоряжаться чужой собственностью, причем весьма дорогостоящей.
Проект Гладкова еще не успели рассмотреть, как на прошлой неделе вдруг проснулась прокуратура города. Которая вдруг изменила свою позицию и заявила о незаконности положений упомянутой инструкции УГИБДД, разрешающей принудительную эвакуацию.
Так что есть шанс на то, что, «эвакуаторному вымогательству» будет положен конец. Ну а нарушителей правил парковки будут наказывать вполне законными и цивилизованными способами.

Владимир МАКСИМОВ