Изнанка соцреализма

5 декабря 2005 10:00

Полную ретроспективу фильмов Евгения Юфита – от ставших уже раритетными короткометражек 80-х до фильма «Прямохождение», изюминки последнего Роттердамского кинофестиваля, представляет Петербургский Музей кино в киноцентре «Родина» с 4 по 25 декабря.

Живые классики параллельного кино



Некрореализм? Такое и Хичкоку не снилось. Да и самому Дарио Ардженто. Некрореалистические пасторали Евгения Юфита местного розлива до мозга костей, до кончиков ногтей и корней волос приводят в жуткий трепет похлеще саспенса признанных поэтов ужаса.
От изображения, от самих его кадров, кажется, исходит запах тления. О, этот аромат начала восьмидесятых! Так смердит разлагающаяся плоть омертвевшей системы. Разомлев до дурноты от «социалистического реализма», «демократического централизма», «осознанной необходимости», «двоемыслия» и прочей бесовщины, стали куролесить в северных чащобах морячки-лесорубы, санитары-оборотни, маньяки-самоубийцы, мочебуйцы и вурдалаки – аллегорические персонажи ранних хулиганских короткометражек Юфита.
Кружат среди руин в дионисийских плясках-догонялках обнаженные сомнамбулы, вальсируют, кувыркаются в обнимку живые и мертвые, но звенит колокольчик судьбы, и река времени уносит всех без разбору.
Зрелище это приковывает к себе взгляд. Оно классически традиционно и экспериментально абсурдно. Ранние работы Евгения Юфита периода «параллельного кино» на 16-миллиметровой пленке открыли ему двери в киношколу Александра Сокурова. Была такая, но просуществовала недолго.
Впрочем, уже у самого нашего главного некрореалиста появились последователи. Посмотрите «4» Ильи Хржановского, «Пыль» Сергея Лобана, «Первые на Луне» Алексея Федорченко – и вы без труда в этом убедитесь. Что и говорить: эпатажный подпольный Юфит – уже практически живой классик.

Алексей НЕДВИГА



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close