Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Победителю ученику от побежденного учителя

12 декабря 2005 10:00

Презентуя нам в качестве новогоднего подарка президента Путина, стратеги операции «Преемник-2000» рекламировали ВВП под маркой «ученик Собчака». В прощальной речи над гробом учителя Владимир Путин особо отметил вклад Анатолия Собчака в создание новой Конституции, утвердившей демократический характер развития современной России. Первый срок президента Путина подытожили символически: решением Государственной Думы исключили День Конституции из перечня общегосударственных выходных праздничных дней. Праздновать и в самом деле было уже практически нечего. Например, по оценке заведующего кафедрой конституционного и административного права Высшей школы экономики профессора Михаила Краснова, к исходу прошлого года почти 70 статей и положений Конституции благодаря путинским реформам оказались под угрозой исчезновения.

Гаранту о Конституции



12 декабря, перестав быть праздничным Днем Конституции, все больше напоминает день памяти. А потому показалось уместным и гаранту напомнить кое о чем: а именно о словах его учителя. Итак, Анатолий Собчак, избранные места из лекций «Проблемы Российской Конституции».
«При развитых формах демократии выборность предполагает избрание населением не только парламента, но и региональных представительных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, олицетворяющих исполнительную власть (президентов, губернаторов, мэров и т. п.). Вся эта система получила закрепление в Конституции России 1993 года».
«Выборность всех структур власти является неотъемлемым признаком (атрибутом) демократии».
«Непосредственно к выборности примыкает принцип многопартийности, необходимый элемент политической организации при демократии».
«Единомыслие <...> является уделом тоталитарного устройства общества, разномыслие – принадлежность демократии».
«Принцип разделения властей – один из краеугольных камней в здании демократии. <...> Все структуры власти должны формироваться и функционировать автономно, независимо друг от друга, осуществляя взаимный контроль за деятельностью друг друга».
«По мере развития демократии принцип разделения властей дополняется прибавлением еще одной ветви власти – власти прессы, или средств массовой информации. <...> нельзя отрицать ее роли и влияния на деятельность власти, на сдерживание из-за боязни огласки произвола чиновников, бюрократизма и т. д. Именно поэтому нельзя покушаться на свободу средств массовой информации».
«...К основным элементам демократического устройства общества можно отнести защищенность личности от государства, от произвола со стороны носителей власти. Выражается это в признании за каждым основных (неизменных и не зависящих от государства) прав человека, а также в установлении такого механизма их реализации (свобода средств массовой информации, судебная защита личности, учреждение института уполномоченных по правам человека и т. д.), который позволяет каждому эффективно защищаться от произвола власти».
Самостоятельную работу «ученика» многие в нынешней России оценили как покушение на основные конституционные принципы существования Российской Федерации в качестве демократического, федеративного и правового государства. Антидемократичные законодательные инициативы, предъявленные вслед за бесланской трагедией, заставили ряд депутатов Государственной Думы и общественных деятелей обратиться к председателю Конституционного суда Валерию Зорькину с призывом защитить Конституцию РФ от гаранта Конституции – президента страны. Но главный блюститель основного российского закона предпочел тогда соблюсти интересы власти, а не закона. Что ж, вполне предсказуемая реакция...

Татьяна ЛИХАНОВА