Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Тротиловая волна

16 мая 2002 10:00

До сих пор жители Ленска вспоминают наводнение, которое случилось ровно год назад, с ужасом. Подобного потопа, когда вышедшая из берегов река смыла несколько сел и накрыла практически весь город, не помнит никто. К тому же максимальный подъем воды начался глубокой ночью с 17 на 18 мая. В кромешной тьме - затопленные подстанции давно «коротнули» - одноэтажные дома уходили под воду. Люди в панике забирались на крыши многоэтажек, жгли там костры. Что ждет впереди - не знал никто. И надеяться было не на кого. Разве что на милость высших сил. В смысле - природы. Но она, увы, не всегда милосердна к своим детям. Тем более, если те недостаточно внимательны к ее грозным предупреждениям.





Убийственный паводок
Число жертв, к великому счастью, оказалось невелико - 5 человек погибли, двое пропали без вести. И здесь низкий поклон войскам МЧС, прибывшим на место бедствия во главе с Сергеем Шойгу. Шеф самого, пожалуй, почитаемого в народе ведомства не покинул Ленск до тех пор, пока паводок не убрался за критическую отметку. А по утверждению спасателей, офицеры МЧС руководили всей работой, взяв на себя обязанности растерявшейся местной власти.
Потери, нанесенные природной катастрофой, огромны. Пострадали около 13 тысяч семей (больше 40 тысяч человек), разрушено 4332 квартир и частных домов, 142 объекта соцкультбыта, 174 - коммунального хозяйства, 216 - транспорта, 293 - промышленности, 320 - сельского хозяйства... Общая сумма ущерба по оценке правительства Республики Саха (Якутия) составила 7080,8 миллиона рублей, в том числе понесенного гражданами - 5937,8 миллиона.
Это - данные Счетной палаты РФ, которая подвела печальные итоги трагедии. (В том числе и финансовые нарушения, допущенные чиновниками при восстановлении Ленска.) Однако в отчете палаты не приведено одного очень важного факта, официальное признание которого способно серьезно подмочить репутацию МЧС.
Этот факт уже промелькнул в некоторых СМИ. Говорилось о том, что созданная по распоряжению президента республики Михаила Николаева специальная комиссия установила: Ленск затопило вовсе не из-за небывалых погодных условий. Причиной стали неразумно организованные бомбежки ледяных заторов. Но сказанное скороговоркой, все это так и не вышло из разряда слухов. Хотя, казалось бы, должно было быть тщательно проверено.

Взгляд из Питера
В конце апреля этого года в Петербурге проходила международная научная конференция, посвященная десятилетию образования Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран СНГ. В ее рамках прошло заседание, посвященное проблеме ледяных заторов, наводнений и прогнозированию этих чрезвычайных природных явлений. В обсуждении участвовал цвет российской науки, в том числе ученые питерского Государственного гидрологического института (ГГИ) - головного в России по проблемам гидрологии. С трибуны конференции, равно как и в кулуарах, прозвучало немало любопытного по поводу прошлогоднего паводка на Лене.
Дело в том, что Ленск стоит на изгибе реки. Обычно заторы образуются примерно в 40 километрах ниже по течению от города. Здесь, у острова Батамайский, разделяющего реку на два рукава, и «клинит» ледяные глыбы. Так случилось и в прошлом году.
Ночью 14 мая из-за заторов у Батамайского уровень реки превысил критическую отметку. Вода выплеснулась в пойму, и окраины Ленска начали уходить под воду. Тогда и было принято решение бомбить. Первые взрывы начались утром 15 мая. А затем бомбежки переросли в ожесточенный штурм - ведь вода продолжала прибывать. Пилоты, сидевшие за штурвалами бомбардировщиков, работали без отдыха: ледяной покров оказался мощным - от полутора до двух метров толщиной.
К вечеру 16 мая, когда наводнение достигло уровня 18 метров, то есть сравнялось с рекордным паводком 1998 года, затор у Батамайского прорвало - бомбежки сработали! Вода прямо на глазах пошла на убыль, и ликованию людей не было предела. О победе тут же доложили президенту, а Шойгу заторопился на самолет в Москву. Не успел...
«Вторая волна» пошла ночью. Утром, 17-го мая, вода вновь стояла на рекордной 18-метровой отметке. Но самое жуткое, продолжала прибывать дальше. В ночь на 18-е Лена поднялась еще на метр, потом еще. 20-метровый уровень в этих краях гидрометслужбы не регистрировали никогда.
А все дело в том, что после прорыва у Батамайского голова затора ушла вниз. Но у села Нюя, что 40 километрами ниже по течению, уперлась в сплошной ледяной покров.
А вот и самое главное.
- У затора имеется не только голова, но и «хвост», который специалисты называют кромкой, - объясняет заведующий лабораторией речных наводнений ГГИ Владимир Бузин. - Его-то и угораздило остановиться напротив Ленска. Самый высокий подъем воды наблюдается как раз в районе кромки. В этом плане бомбежки сыграли роковую роль.
- Мы не обвиняем МЧС в «организации» наводнения, - продолжает он. - Природные условия были таковы, что оно в любом случае должно было произойти. Другое дело, что без вмешательства человека наводнение оказалось бы менее разрушительным. По нашим оценкам, уровень воды должен был быть на два метра ниже.

Скромное обаяние камуфляжа
Владимир Бузин - единственный в России доктор наук по ледовым заторам. Во времена СССР он в качестве эксперта постоянно выезжал на места паводков, селей... В те годы экспертов ГГИ доставлялили самолетами в любую точку страны в тот же день. Как, например, в 1986 году, когда случился Чернобыль, а в бассейне Припяти ожидался паводок.
В последние годы знания уникального специалиста Владимира Бузина не востребованны. Как, впрочем, и других ученых. Во время Ленских событий в Государственный гидрологический институт никто даже не обратился за консультацией. Такая вот сверхуверенность у нынешней власти в собственных силах. Любопытно, что потребность в гидрологических знаниях ощущали даже менее образованные, по сравнению с нами, сегодняшними, большевики - ГГИ был создан в 1919 году.
Имеет ли вышесказанное отношение к ленским событиям? Самое прямое. В Ленске общество расплатилось за чудовищный перекос: возросший до небес рейтинг человека в камуфляже и сползший ниже пояса - профессора в старенькой мантии.
В том же отчете Счетной палаты говорится, что в Якутии на 40 процентов сократилось число гидрометеорологических постов. Посты - сооружение, благодаря которым советская наука наблюдала за реками и погодой. А заодно составляла прогнозы наводнений, предупреждала загодя местные власти об опасности, предлагала меры борьбы. Последнее десятилетие российская власть решила не тратиться на «гидромет-побрякушки». Если что - лед можно взорвать.
Одна беда, еще остаются специалисты, из которых никак не выбить «ученую блажь». К ним относится и заместитель начальника Якутского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (структура Росгидромета), кандидат географических наук Виктор Кильмянинов.
Это благодаря представленной им информации была создана специальная комиссия и руководство Якутии узнало правду о роли бомбардировок. Благодаря ему был развеян миф о «второй волне», по версии МЧС, захлестнувшей Ленск 17 и 18 мая. Он обосновал еще одну причину возникновения ледяных заторов.
- В условиях постоянно возраставшего водного потока взрывные работы лишь способствовали увеличению плотности ледовой массы и устойчивости затора льда, - пишет Виктор Кильмянинов в своей научной статье. - Следовательно, действия по его ликвидации можно считать неудачными.
Уточним: Виктор Васильевич - специалист с большими опытом работы. Свое особое мнение он стремился донести до генералов МЧС. Но служба спасения - структура военизированная, по уставу генералы должны слушать только собственное руководство. Сергею же Кужугетовичу было не до заморочек местного ученого. Была поставлена задача - взрывать.



Пришел, увидел, заявил
И все-таки, почему было принято решение бомбить? Неужели инженер-строитель Шойгу искренне верит, что разбирается в гидрологии не хуже доктора наук? Если так, то деятели такого типа для страны небезопасны. О подобной простоте говорят - хуже воровства...
Хотя есть версия, что Сергей Кужугетович не столь уж и простодушен. Быть может, умом он понимает, что науку следует уважать. Но что поделаешь, когда в России принято на всем делать политические дивиденды? В том числе и на трагедиях. Взрывы, самолеты, войска - зрелищно, шумно, эффектно и, главное, хорошо смотрится на экране телевизора. Страна, смахнув навернувшуюся слезу, видит, как правительство и президент грудью встают против чудовищного паводка.
Такое шоу стоит многого. Кстати, и в смысле денег тоже. Если подсчитать, сколько ушло на технику, топливо, людей... Одной взрывчатки, по словам Шойгу, за один час бомбежек расходовали 19 тонн.
Кабы эти денежки, да на науку... Вполне возможно, удалось бы избежать миллиардных потерь. А заодно, к примеру, ученые могли бы доказать, что Ленск в начале 60-х был ошибочно построен в пойме Лены. А поймы - так толкуют ученые - территории, безраздельно принадлежащие рекам. Заселяя их, люди идут наперекор природе, за что потом и расплачиваются. В развитых странах, кстати, этот процесс контролируется властями, которые в итоге за все и отвечают. Между тем Ленск восстановлен на прежнем месте...

Зануды
- На Западе наводнения больше интересуют страховые компании, - продолжает Владимир Бузин. - Чем ближе человек построился к урезу воды, тем больший страховой взнос он платит. Вот и все. Когда в России проблема паводков из области ЧС будет переведена в область экономики, подвиги не потребуются, а плацдарм для политических игр будет утерян.
Ну не занудство ли?
Но, похоже, правительство Республики Саха сделало правильные выводы. Оно обратилось в питерский ГГИ с просьбой разработать физическую модель русла и поймы реки Лены в районе города Ленска. Местные власти осознали, что достоверная, научно проверенная информация стоит значительно больше, нежели личное обаяние любого из наших министров. Да и деньги разумнее потратить на научные разработки, а не на тротил. Так что через полтора - два года ученые, вероятно, вынесут окончательный вердикт действиям МЧС в Ленской трагедии.

Михаил СИЛКОВ