Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кто построит засаду?

26 января 2006 10:00

В прошлую пятницу на заседании тендерной комиссии под председательством вице-губернатора Осеевского были вскрыты конверты по конкурсу на строительство южного участка Западного скоростного диаметра (ЗСД), который должен стать частью скоростных многополосных автотрасс в Петербурге. Претендентов было трое – это серьезные строительные консорциумы, один из них возглавляет «Мостоотряд-19» (известен, к примеру, тем, что строил вантовый мост через Неву), во главе другого объединения – московская компания «Мостотрест», третий – корпорация «Возрождение». Окончательное решение по выбору победителя будет приниматься, вероятнее всего, только в эту пятницу.

Западный скоростной диаметр на подходе





Нынешняя зима выдалась урожайной на дорожное строительство. В декабре сдали урезанный вариант восточного полукольца Кольцевой автодороги (КАД). А вот теперь и ЗСД созрел. А еще и комплекс защитных сооружений от наводнений (многострадальная дамба) начал активно достраиваться.
Трудно сказать, что сыграло решающую роль в этом прорыве: то ли осознание федеральным центром необходимости строительства новых автомобильных трасс на рубежах России с Евросоюзом, то ли активность городского правительства в продвижении федеральных программ на территории Петербурга. А может быть, новая система технического надзора, которая стала практиковаться на строительстве крупных федеральных и региональных объектов FIDIC. Эта система соответствует международным правилам исполнения строительных контрактов и призвана обеспечить прозрачность строительного процесса как с экономической, так и с технической стороны. Начиная с этапа проектирования и вплоть до сдачи готового объекта в эксплуатацию за процессом в обязательном порядке наблюдает независимая специализированная организация, осуществляющая технический надзор. В ее функции входит недопущение как нарушений технологии, так и приписок выполненных объемов работ. Словом, в идеале стремясь сделать так, чтобы строить некачественно было бы просто невыгодно.
Пока, к сожалению, с использованием этих международных правил у нас строятся лишь крупные федеральные и некоторые региональные объекты. В Петербурге это КАД, ЗСД, комплекс защитных сооружений от наводнений, куда вкладывались средства федерального бюджета, а также Европейского банка реконструкции и развития и Северного инвестиционного банка. Оба крупных зарубежных инвестора в своей практике предоставления кредитов требуют обязательного следования международным стандартам. А более широкое их распространение во многом сдерживается отсутствием в нашей стране компаний, имеющих высококлассных специалистов, способных осуществлять технический надзор по международным стандартам. Что и позволяет гарантировать качество работ на всех этапах реализации проекта.
Задач у компании, выполняющей технадзор, достаточно много. Она должна проанализировать рабочую документацию, которую выдает проектировщик, затем документацию подрядчика, проверить качество материалов, машин и механизмов, которые будут использованы при строительстве, проконтролировать все меры, которые будут приняты по охране окружающей среды. Самое важное, что именно она должна проводить согласование всех изменений – и технологических, и временных, которые могут возникнуть во время реализации проекта.
На ряде участков КАД, дамбы, а теперь и ЗСД технический надзор выполняет ЗАО «Институт «Стройпроект», которое выиграло тендер на проведение этих работ.
По словам заместителя гендиректора компании Александра Смирнова, это направление деятельности чрезвычайно бурно развивается, особенно в последние годы, и именно в нашем городе. И применение системы FIDIC уже приносит свои плоды.
Как говорит Александр Смирнов, в последние годы на крупных – особенно федеральных – объектах, то есть там, где налажен надзор за качеством работ и выполнением сроков, наши строители уже привыкают работать качественно. Многому их научил скандал с той же восточной частью КАД: формально она была сдана в декабре прошлого года, однако в неполном объеме. Сейчас сложно выяснить, кто в этой ситуации был виноват – заказчик или подрядчики. Все подтверждают свою правоту цифрами. Но факт остается фактом – участок в районе Ржевки будет сдан только в этом году. Тем не менее этот случай продемонстрировал, что государственные заказчики настроены весьма решительно спрашивать с подрядчиков – чтобы те выполняли свою работу качественно и в срок.

Андрей ДАВЛИЦАРОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС