Генералы мусорных карьеров

6 февраля 2006 10:00

Вокруг городских отходов вечно творится что-то странное. В прошлом году, например, неизвестные чуть не убили начальника отдела по обращению с отходами Жилищного комитета администрации Петербурга Александра Агуренкова. Потом забил во все колокола Общественный экологический совет Петербурга и Ленобласти, проча городу скорый «мусорный коллапс» и направив обращения к президенту и губернатору, в Госдуму и в Совет Федерации. Пресса то и дело сообщает о «мусорных разборках» и даже «мусорных войнах»... Так что же происходит?

В Петербурге – очередной виток «мусорного противостояния»



Крыловская басня о петухе, который нашел жемчужное зерно, разгребая навозную кучу, не потеряла своей актуальности. Городской мусор превратился сегодня в настоящее сокровище. Его переработка дает миллионные прибыли. Откуда берутся деньги? Во-первых, доход приносит полигон отходов, или, иными словами, свалка. Во-вторых – транспортировка мусора. А в-третьих – мусороперерабатывающий завод.
Впрочем, все по порядку.
На создание полигона, а затем – на поддержание его в рабочем состоянии получаются ощутимые ассигнования из городского бюджета. Между тем собственные затраты ограничиваются покупкой бульдозеров да оплатой труда приемщика и водителей. Деятельность по рекультивации свалки часто сводится к чисто номинальным мероприятиям, а сортировкой отходов в основном занимаются вольные старатели без определенных занятий и места жительства. В итоге – чистый доход, что ни говори.
Второй момент – это, разумеется, сам мусор. Можете себе представить, сколько металла – цветного и черного – содержится в твердых отходах, утилизируемых на полигоне? Его заботливо извлекают и отправляют на вторичную переработку.
Впрочем, для того чтобы превратить отбросы в золото, не обязательно даже в них копаться. Можно просто не оформлять некоторые бумаги, а принимать часть машин без оформления, «по черному налу». Учитывая непрерывный поток машин с «грязным золотом» (а Питер производит в год около 6,5 миллиона кубометров бытовых отходов плюс 3,5 миллиона кубов промышленного мусора) – суммы набегают немаленькие: миллионы «зеленых рублей» в год.
Наконец, один из главных источников дохода – это сам мусороперерабатывающий завод. В данном случае – Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов (МПБО-1). Его директор и фактически совладелец – Юрий Лихачев – в открытую говорит, что МПБО-1 – практически монополист, перерабатывающий 90% отходов Питера и Ленобласти. Нет, разумеется, есть и альтернатива – госпредприятие ГУП МПБО-2 в поселке Янино Всеволожского района. У него и цены ниже – себестоимость переработки тонны мусора всего 4 доллара. Это при том, что на МПБО-1 этот показатель составляет примерно 20 долларов за тонну, а стало быть и тарифы на приемку соответствующие. Но у МПБО-2 нет собственного полигона, и он сдает так называемый балласт (отходы, не подлежащие переработке) на площадку ЗАО «Опытный завод МПБО-1». Ну а там с конкурентами особо не миндальничают. МПБО-2 получает из городского бюджета на утилизацию балласта средства из расчета 12 рублей за кубометр, а МПБО-1 повысил цену за тот же объем до 70 рублей.
Притом что МПБО-2 – предприятие государственное, было бы вполне логично, если бы городское правительство вступилось за его интересы и попробовало приструнить частную структуру – то есть ЗАО «МПБО-1». Но нет. У «главного мусорщика» Юрия Лихачева сильные защитники. Некоторые называют в этой связи фамилию бывшего влиятельного вице-губернатора, кто-то даже произносит название известного питерского преступного сообщества, говоря при этом, что с функционерами, перешедшими дорогу мусорным королям, могут случиться разные неприятности, вплоть до самых трагических.
Но для нас сейчас интересно другое. В силу тех или иных причин МПБО-1 остается монополистом в мусорной сфере, причем уже который год. И хотя общество является акционерным, то есть частным, оно регулярно получает дотации из городского бюджета.
Кстати, нужно добавить, что монополия первого завода выходит далеко за пределы самого предприятия. Акционерному обществу принадлежат все основные городские свалки, транспортные компании – множество «дочек», – так что, когда любое, даже самое скромное учреждение вывозит свои отходы, фактически оно платит деньги «главному мусорщику» Питера. Или его друзьям. Ведь в результате акционирования МПБО-1 многие активы предприятия стали собственностью отдельных частных компаний, во главе которых стоят лояльные Юрию Лихачеву люди.
Городское правительство пытается нарушить монополию – вложены средства в развитие МПБО-2. Общая стоимость строительства составит порядка 70 миллионов долларов. В городском бюджете на 2006 год предусмотрено выделение 100 миллионов рублей на завершение проектирования и начало строительства завода. Проектные работы должны завершиться до апреля, а само предприятие планируют построить за два года. Реконструкция уже действующих мощностей завода должна увеличить его мощность до 900 тысяч кубометров в год. А еще в октябре 2005 года появилось распоряжение об изъятии из состава единого производственного комплекса МПБО-1 части имущества, используемого заводом на правах аренды, и введение рыночной ставки арендной платы за него.
В таких условиях МПБО-1 станет не доминирующим, а всего лишь одним из предприятий. Вынужденным к тому же сполна платить за пользование городским имуществом, которым раньше пользовалось льготно. И выгодный бизнес станет куда менее прибыльным. Понятно, что никакого энтузиазма это не вызывает.

Кирилл АЛЕКСАНДРОВ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close