Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Меченые доллары

23 мая 2002 10:00

Коррупция - странная штука. Вроде бы все про нее всё знают, но четко сформулировать, что это такое до сих пор никто в России толком не может. По крайней мере, закон о коррупции отечественные законодатели не могут принять уже который год. А тем временем явление это, несмотря на отсутствие определения, плодится и размножается. Что красноречиво подтверждает серия состоявшихся недавно в Петербурге судебных процессов. Но говорить о том, что взяточники оказались за решеткой, было бы неверно. Наказание они понесли, но - условное.





В конце апреля Ленинградский областной суд поставил точку в служебной карьере оперативника из отдела по борьбе с экономическими преступлениями Сосновоборской милиции Алексея Цветкова. 26-летнего опера обвиняли во взятке, но в конце концов решили, что это скорее мошенничество. В милиции Цветков проработал всего ничего. Пришел в октябре 2000 года, а ушел в июне 2001-го. Ушел в наручниках, надетых ему собственными коллегами, после того как он получил мзду в 100 долларов от одного из местных коммерсантов.
Сосновый Бор - город особенный. Все здесь крутится вокруг Ленинградской атомной электростанции. Одно из основных направлений работы отдела по борьбе с экономическими преступлениями как раз и заключается в том, чтобы пресекать разнообразные поползновения на имущество станции. Но заниматься этим делом Цветков начал своеобразно.
5 июня 2001 года на выезде с территории ЛАЭС оперативник задержал грузовой ЗИЛ с металлическим ломом в кузове. Машина принадлежала фирме «Трансмет», вполне легально покупавшей этот самый металлолом у атомщиков. Хотя все документы были в порядке, Цветков заявил представителям «Трансмета», что арестует машину на 10 суток. По уверениям коммерсантов, оперативник намекал, что если не будет получать регулярную мзду, то станет постоянно чинить им препятствия. А если ему будут выплачивать по 100 долларов за каждую машину, он на все «закроет глаза».
Коммерсанты для вида согласились. Но после этого все разговоры с оперативником стали фиксировать на диктофон, а потом написали заявление в РУБОП. 20 июня 2001 года Цветков получил первые 50 долларов, а вечером того же дня, после того как машина с металлоломом вышла с территории ЛАЭС, - еще столько же. При получении этой второй порции денег его и задержали сотрудники РУБОП. Милиционер, конечно же, полностью отрицал свою вину. И пытался всех убедить, что коммерсанты сами предложили ему деньги в качестве «спонсорской помощи УВД». Но, в конце концов, все же признался, что взял их для себя. Правда, считать это взяткой никак не соглашался. В конечном счете, к такому же выводу пришел и суд, расценив его действия как мошенничество.
И что? Два года лишения свободы условно с испытательным сроком в два года. Ну и с милицейским мундиром пришлось расстаться.
Меченые 450 долларов оперативники РУБОП обнаружили между страницами настольного перекидного календаря в служебном кабинете заместителя генерального директора ГП «Пассажиравтотранс». Хозяин кабинета Ор Селышев сразу признался, что деньги взял от коммерческого партнера - директора рекламной фирмы «Лидер» Владимира Козлова, «за внимательное отношение к автобусам «Пассажиравтотранса» с рекламой «Лидера» на борту. Отпираться было и бесполезно: процесс передачи денег был зафиксирован не только на диктофон, но и на скрытую миниатюрную видеокамеру. Помимо 450 долларов, в кабинете оперативников ждали и другие находки: полторы тысячи финских марок, тысяча американских долларов да два десятка колечек и сережек, с которых еще не успели снять ценники.
Как выяснилось, деньги Селышеву Козлов платил около года: с марта 2000-го по январь 2001-го. Но потом это ему, видимо, надоело, и в марте 2001 года он пошел в РУБОП писать заявление.
За что же требовал зам. генерального валюту с рекламщика? В «Пассажиравтотрансе» Ор Селышев отвечал за коммерческую подпитку своего предприятия. В частности, за размещение рекламы различных петербургских фирм на бортах автобусов компании. Реклама, естественно, размещалась фирмами не напрямую, а через рекламные фирмы. Одной из них и был «Лидер».
Как установил суд, Селышев получил от Козлова в общей сложности полторы тысячи долларов в свой собственный карман. За что? За продление договоров, за размещение рекламы по договорам, срок действия которых уже истек (а новые заключить еще не успели).
14 мая Городской суд вынес Ору Селышеву приговор: обвинение со взятки переквалифицировать на коммерческий подкуп и осудить к 4 годам условного лишения свободы с испытательным сроком в 3 года.
8 мая городской суд Петербурга вынес приговор старшему следователю Главного следственного управления ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Михаилу Воробьеву. Он попался на том, что сперва за мзду возбудил уголовное дело по факту дорожно-транспортного происшествия в интересах одной из сторон, а потом вымогал деньги за то, чтобы обеспечить делу, так сказать, судебную перспективу.
Дело было так. В марте 2001 года на Васильевском острове столкнулись две легковушки. В результате пассажирка одной из машин оказалась в больнице. Материалы о происшествии попали для дальнейшего производства к старшему следователю Воробьеву. Ему предстояло решить - возбуждать уголовное дело или нет, - и тогда пускай стороны выясняют между собой отношения в процессе гражданского судопроизводства.
Где-то через месяц к Воробьеву на допрос пришла потерпевшая. И следователь намекнул ей, что всего за три тысячи рублей он может сделать так, что по факту ДТП будет возбуждено уголовное дело, а виновных притянут к ответу. После того как деньги оказались в кармане следователя, он честно выполнил свое обещание - возбудил уголовное дело. Правда, позже приостановил расследование в связи с болезнью виновницы аварии (водительницы второй машины). Когда потерпевшая поинтересовалась у следователя, когда же дело пойдет в суд, намекнул, что для этого снова придется раскошелиться - на этот раз на 10 тысяч рублей.
Тут женщина не выдержала и обратилась в УБОП КМ ГУВД с заявлением о вымогательстве взятки. И в декабре прошлого года Воробьева задержали с поличным при получении денег: купюры были меченые, а разговор между следователем и потерпевшей записывался на спецаппаратуру. И вот в середине мая суд огласил приговор: три года условного лишения свободы с испытательным сроком в три года.

Алексей СЕМЕНОВ