Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Игра без правил

6 июня 2002 10:00

По количеству жертв наркомания вполне может составить конкуренцию какому-нибудь полномасштабному военному конфликту с применением новейших достижений «убойной силы» типа коврового бомбометания, вакуумных бомб, ракет и прочего. По данным статистики, за пять последних лет зафиксировано резкое снижение начального возраста наркомании - до 14 - 15 лет. Петербург - не исключение. 3 - 4 процента молодых петербуржцев можно смело отнести к разряду наркоманов со стажем. Еще около 34 процентов их сверстников употребляют наркотики эпизодически. Так что примерно треть всей городской молодежи имеет вполне реальные шансы «сесть на иглу».



Суды завалены уголовными делами наркоманов. Закону все равно: 1 «чек», 3 грамма или килограмм наркоты - разнится лишь в сроке наказания. Большинство подсудимых - рядовые наркоманы. Сбытчиков задерживают куда реже. Еще реже - оптовых поставщиков. Хотя с этим злом в нашем обществе борются многие: правоохранительные органы, медики, общественные организации. И даже порой частные лица. Иногда им кажется, что официально декларируемая борьба с наркоманией идет вяло. И некоторые пытаются брать дело в свои руки. И порой сами оказываются на скамье подсудимых.
Свою войну с наркоманией пытался вести в отдельно взятом Лодейном Поле директор клуба спортивных единоборств «Самбо» Павел Безматерных. Это обернулось для него двумя убийствами (в том числе и одного абсолютно невиновного человека) и 18 годами колонии строгого режима...
Клуб «Самбо» приобщал к спорту местных детей и подростков - категорию наиболее незащищенную перед искусом наркомании. Такого рода клубы нередко попадают в сферу внимания наркосбытчиков: где же приобщать молодое поколение к героину, как не в школах, спортивных клубах, дискотеках. Павел Безматерных такой участи для своего клуба не хотел. И пытался противиться этому как мог. Но избежать «интересных» предложений со стороны он все же не мог.
Несколько раз соответствующие разговоры с ним заводил отец одного из его учеников - Виктор Григорьев, бывший одним из крупнейших поставщиков наркоты в Лодейном Поле. В ответ на увещевания Безматерных, что это же наши собственные дети, тот лишь посмеивался и цинично замечал, что, помогая «толкать» героин в спортклубе, тренер заработает куда больше, чем оставаясь просто директором. И тогда в голове Павла Безматерных стал вызревать план, как избавить Лодейное Поле от одного из главных носителей зла, которым он считал Виктора Григорьева.
Жизнь «пушера» - не мед, как может показаться со стороны. Один постоянный страх ареста чего стоит. Но еще хуже - претензии конкурентов по криминальному ремеслу или аппетиты собственных клиентов. Известны случаи, когда ошалевшие от ломок наркоманы, не имея денег, убивали наркоторговцев, чтобы получить доступ к вожделенной дозе. То ли Григорьев чувствовал, что над ним сгущаются тучи, то ли просто хотел подстраховаться, но он начал подыскивать человека, который мог бы продать ему оружие. Узнав об этом, Павел Безматерных предложил свои услуги: у него имелся пистолет, переделанный из газового под стрельбу боевыми патронами.
Чтобы заманить Григорьева подальше от людных мест, Павел Безматерных предложил наркоторговцу отправиться в лес и проверить там боевые качества пистолета. Тот согласился. 20 февраля 2001 года на «Жигулях» наркоторговца они отправились в дорогу. Когда машина доехала до относительно безлюдного места на шоссе, Безматерных достал пистолет и всадил в голову Григорьева четыре пули. Затем он завез труп поглубже в лес в районе поселка Мехбаза. Там облил машину и труп заранее припасенным бензином и поджег их, скрывая следы преступления. Над деревьями пополз густой чадный столб черного дыма.
Павел шел от той поляны по лесной дороге, надеясь выйти на трассу и поймать попутку. Но машина повстречалась ему гораздо раньше. Местный егерь Валерий Семенов спешил на своем «уазике» в сторону пожара. Зима зимой, а лесной пожар - это в лесу ЧП. Семенов предложил Безматерных вместе поехать и посмотреть, что горит. Не сумев отговорить егеря и опасаясь, что, узнав об убийстве, он выдаст его милиции, Безматерных решил устранить случайного свидетеля. Он сел в «уазик», и машина затряслась по лесным колдобинам в сторону дымного столба. Улучив момент, Безматерных достал пистолет и выстрелил в егеря...
В ходе предварительного следствия и судебного процесса Павел Безматерных настаивал на своей полной невиновности. Он говорил, что Григорьев упросил его поехать в качестве охранника на встречу с неизвестными, у которых наркоторговец хотел купить оружие. Не желая ехать, он, мол, даже подрался с Григорьевым и разбил тому нос (так подсудимый объяснял, откуда на его одежде взялась кровь наркоторговца), но потом-де вынужден был все же сопровождать Григорьева. По словам Безматерных, несколько незнакомцев, с которыми Григорьев встретился в лесу, убили наркоторговца, а тренера заставили поджечь труп и машину. Они же якобы расправились и со спешившим к месту происшествия егерем. Но суд счел доводы подсудимого несостоятельными. Было установлено, что Григорьева застрелили еще на шоссе, да и в лесу вокруг места происшествия никаких других следов, кроме следов самого Григорьева и Безматерных, не было.

Алексей СЕМЕНОВ