Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Куда сольется «фаэтон»?

10 июня 2002 10:00

На питерском топливном рынке новый поворот. Полугодовая работа менеджеров государственной нефтегазовой компании «Славнефть» и регионального топливного холдинга «Фаэтон», похоже, пошла насмарку. В прошлый четверг президент «Фаэтона» Владимир Хильченко сообщил о приостановке переговоров со «Славнефтью» о продаже «фаэтоновской» автозаправочной сети.





«Фаэтон» входит в тройку крупнейших питерских нефтетрейдеров. Компании принадлежат 35 автозаправочных станций в Петербурге и Ленобласти. В конце прошлого года «Фаэтон», казалось, договорился со «Славнефтью» - был заключен договор франчайзинга и запланирована покупка госкомпа- нией всей розничной сети. Однако, по имеющейся информации, Хильченко пытался «слить» федеральным партнерам прежде всего так называемые проблемные АЗС - в том числе объекты неясной принадлежности. Это не устраивало «Славнефть», переговоры затягивались, тормозилась реализация франчайзингового соглашения.
Руководство «Славнефти» не признает срыва проекта. Там утверждают, что речь идет лишь о временной задержке: якобы новое руководство компании входит в курс дел и анализирует положение. Наблюдатели, однако, полагают, что «Славнефти» придется пересматривать свои северо-западные планы, составленные еще при Михаиле Гуцериеве. Два месяца лихорадки, связанной с его недобровольным уходом, подорвали положение «Славнефти». Теперь, кстати, появилась информация о том, что деятельность Гуцериева изучается правоохранительными органами в рамках уголовного дела. Новый президент «Славнефти» Юрий Суханов, чьи полномочия отставленный Гуцериев не признает, готовит кадровую чистку. Прежде всего под боем оказывается вице-президент «Славнефти» Андрей Шторх, который наиболее активно занимался петербургскими проектами компании.
Некоторые комментаторы допускают, что «Славнефть» и «Фаэтон» все же сумеют договориться. Но большинство экспертов считают данную тему закрытой. Другое дело, что Хильченко продолжает искать покупателя своих топливных активов среди федеральных компаний. Наряду со «Славнефтью» использовать «Фаэтон» для прорыва на питерский нефтерынок способны «ЛУКойл» и «ЮКОС». Кстати, в тот же день, когда Хильченко сообщил о приостановке переговоров со «Славнефтью», вице-президент «ЮКОСа» Роман Хоменко заявил о намерении компании «начать активную деятельность в Петербурге». Это прозвучало 6 июня на встрече губернатора Владимира Яковлева с представителями Российского топливного союза и федеральных нефтяных компаний. Губернатор позитивно отозвался о приходе новых компаний на топливный рынок города, правда, заметил, что вообще-то Петербург «не испытывает сейчас трудностей с поставками бензина».
Как водится в наших краях, коллизии топливного рынка имеют и «внеэкономическое» отражение. Некоторые магнаты никак не могут оставить вредной олигархической привычки - подключать к частным финансово-коммерческим проблемам государственные силовые структуры. Третью неделю в городе циркулирует информация о некоем «заявлении», которое Хильченко подал в органы МВД (по одним данным, в питерский УБОП, по другим - прямо в центральный аппарат министерства).
Содержание этой бумаги неизвестно даже руководящим менеджерам «Фаэтона», но, по слухам, Хильченко обличает своих коммерческих конкурентов, используя специфически «убоповский» понятийный аппарат. Как бы то ни было, этот материал, похоже, возымел действие, силовики заметно активизировались (см. «Новую газету» за 27.05.02, «Грызловский Петербург»). Похоже, что хозяйствующий субъект в очередной раз старается решить свои конкретные проблемы через «диктатуру закона».

Сергей ГЛЕБОВ